Обзор японского бисера TOHO - формы, размеры, покрытия

6 декабря 2014

Каждая рукодельница знает, что премиальный бисер делают в двух странах: в Чехии и Японии. Эти бусины мастера берут для плетения ювелирных украшений, вышивки картин, изготовления игрушек и украшения одежды. 

И здесь японские бисерины не уступали богемским по ровности геометрии и качеству прокраски, а в чем-то даже превосходили их. Среди производителей бисера в Японии признанием и любовью со стороны мастеров пользуется Toho. Этот бренд сделал себе имя на производстве стеклянных бусин, равных которым не было ни в Европе, ни во всем мире. Разнообразие расцветок, форм, использование различных технологий обработки – все это закрепило за Toho лидерские позиции на рынке товаров для бисероплетения.


История бренда

Компания Toho появилась в 1957 году и была названа в честь района, в котором было открыто первое предприятие. Toho в переводе с японского означает «восточное сокровище», выступая красноречивым названием для продукции этой фирмы.


Японцы начали с малого, делая обычный стеклянный бисер. Но время шло, каталог постепенно расширялся, появились разные виды стекляруса, рубки, увеличилась палитра. Сейчас Toho производит более 5 тысяч наименований бусин. Некоторые из них - это уникальные разработки и не делаются другими брендами.

В страну Восходящего Солнца бисероплетение пришло достаточно поздно, но сейчас рукоделие здесь становится все более популярно. Массово плести из бисера в Японии стали лет 100 назад. Но появление завода Toho за полвека смогло вывести японские бусины на мировой уровень, затмив даже чешские компании, у которых был многовековой опыт в производстве бусин. Почему же бисерины из Японии так любимы рукодельницами? Изучим преимущества бренда Toho подробнее.

Почему японский бисер настолько хорош

Японцы – трудолюбивая и щепетильная нация. Они просто не могут делать что-то вполсилы или кое-как. Здесь уважают труд и стараются применять максимум знаний и навыков. Не зря же среднестатистический японец большую часть жизни проводит на работе.

Чтобы убедиться в качестве японских бусин, достаточно взять в руки упаковку. Сравниваем элементы – все они одинаковы. Нет никаких, даже практически незаметных дефектов. Геометрия идеальна, края скруглены равномерно, а отверстие расположено строго по центру. Здесь просто ни к чему не придерешься, ведь даже цвет нанесен равномерно. Высокая внимательность к деталям – по этому параметру с японцами не сравнится никто.

Рукодельницы отмечают, что даже чешский бисер проигрывает при сравнении с японским. К дефектам чехи относятся спокойнее, потому мелкие недочеты на их бусинах все же присутствуют. Они могут выражаться в чуть смещенном отверстии (практически незаметно), слегка неровном крае. 

Кроме идеальности форм, японские элементы могут заинтересовать двусторонним покрытием. Краска наносится не только на внешнюю часть бусины – обработке подлежит также и полость вокруг отверстия. Такое покрытие отвечает за то, что элемент становится привлекательным. У этого покрытия есть защитная функция от химических и механических воздействий. 

Сверху на краску наносят глазурь, которая препятствует выцветанию бисерин. Если бы она отсутствовала, то возникал бы значительный риск потери цвета. Такая технология позволяет надолго сохранить первозданные оттенки, поэтому даже в результате длительной носки бисерные украшения не теряют красоты.

Японские мастера делают бисер на оборудовании нового поколения. А так как происходит тщательный отбор, процент брака сводится к нулю. Те мастера, которые хоть раз работали с японским бисером, не понаслышке знают, что количество неликвида у компании Toho исчисляется несколькими штуками на упаковку. Нет необходимости калибровать каждую бусинку, что может понадобиться даже при использовании чешского бисера.

Поговорим также про скругленные края японских бисерин. Такая форма была выбрана специально, причем на первый взгляд мотивация производителя неясна. Неопытный мастер по бисероплетению может подумать, что кромку скруглили только для того, чтобы элемент стал красивее. Отчасти это верное мнение. Однако изначально круглые грани образовываются ввиду применения технологии оплавленных краев. И нужно это не столько для красоты, сколько для защиты нити. Дело в том, что в процессе работы она не подвергается трению, а соответственно, не рвется. Казалось бы, производитель не должен задумываться о таких вещах, но японцы не были бы японцами, если б не проявляли щепетильность в мельчайших нюансах.


Соответственно, японский бисер выглядит и ощущается дорого. Работать с ним приятно, здесь сразу чувствуется премиальный сегмент. Вернуться после бусин Toho к изделиям другого производителя будет крайне сложно, ведь к хорошему привыкаешь быстро. Мастера знают, бусины Toho – не только премиально выглядят, но и дорого стоят. Однако здесь нет переплаты за имя бренда. На появление окончательной цены влияет способ нанесения краски, материал премиум-сегмента, сложное оборудование. Также японцы часто применяют в производстве полудрагоценные камни. Такой бисер стоит еще дороже. Но и выглядит он достойно.


Характеристики продукции TOHO

Теперь перейдем к тому, что будет интересно и важно для каждого человека, решившему плести украшения с бисеринами Toho. Кроме качества, красоты, у таких элементов есть ряд достоинств, о которых следует знать. К ним относится:

  • Вопреки относительно высокой цене, материалы для бисероплетения Toho выгодны. Как такое может быть? Все дело в легкости бусин. Да, японские элементы легче чешских, а соответственно, в упаковке будет больше бисерин. Облегчение вызвано наличием больших отверстий для иглы. Это же отличие делает материал удобным в работе, ведь для «японцев» можно брать более толстые иголки, чем для «чехов». Да и по леске они скользят лучше.
  • Низкий процент брака. Если у других производителей брак определяется в виде процентов, то у Toho счет идет на штуки. Так в 10-граммовой упаковке присутствует не более трех некондиционных бисерин. Но даже их качество на порядок выше, чем у того же китайского бисера. Поэтому продукцию Toho можно смело брать для вышивки картин и плетения сложных изделий, требующих идеальных параметров элементов.
  • Равномерность и стойкость цветов. Мастера часто жалуются на то, что бисер разных партий может отличаться по оттенкам, а уже готовые украшения постепенно выцветают, теряя свою привлекательность. В случае с Toho это исключено. Специально разработанная технология окрашивания с цинковым покрытием обеспечивает стойкость цветов и защищает поверхность элементов от истирания. В сравнении с продукцией других производителей, бисер Toho обладает на 95% большей стойкостью цвета и оттенка.
  • Цвета. Их много, боле 5000, с каждым годом палитра расширяется. При этом старые позиции не выводятся из каталога. Поэтому найти элементы, приобретенные год назад, и докупить их будет просто. Элементы разных партий сделаны в одном оттенке, потому неприятных сюрпризов в работе не предвидится.

Размеры бисера Toho

По размерам бусины японского производителя соответствуют общепринятой системе. Поэтому, если вы работали с чешскими бусинами, то вам не придется привыкать, перестраиваться. Если говорить об обычном бисере или рубке, то размеры определяются следующим образом: 6/0, 15/0. Разберемся, что это значит.

Цифра перед косой чертой означает, сколько бисерин умещается в одном дюйме или 25,4 мм. Таким образом, если мы возьмем элементы 20/0 и выложим их вряд отверстиями вверх, то в указанном отрезке будет около 20 штук. Эта размерная сетка действует в отношении как чешского, так и японского бисера.

Определить диаметр одной бусины несложно. Для этого делим 25,4 на первую цифру из номера бисерин. В случае с 20/0 получаем средний размер 1,27 мм. Естественно, когда точность идет на миллиметры, то возможны погрешности. Но в случае с японским бисером они будут невелики. Учитывайте, размеры элементов учитываются по диаметру, а не по высоте. Взяв за основу этот параметр, далее подбирается и размер иголки, которая будет использоваться в работе. Поэтому при измерении бисеринки выкладываем отверстием вверх, а не нанизав их на нить или леску.

Сравнение TOHO с другими производителями

При обилии параметров сравнить бисер разных производителей оказывается непростой задачей. Однако мы не будем обращать внимание на цвета, разнообразие форм и другие особые параметры. Если мастер не новичок, то его интересует удобство работы с бисером. А этот параметр зависит от процента брака, ведь чем ровнее элементы, тем лучше они ложатся в ряд, тем быстрее с ними работать. И наоборот, материалы с неравномерными стенками, скошенными гранями, отверстием, расположенным не по центру, усложняют плетение, делая невозможным выполнение нужных действий.


Сейчас ведущие позиции в производстве бисера занимают три страны:

Япония.

Помимо Toho есть еще два известных бренда – Miyuki, Matsuno. В упаковках последнего производителя присутствует не более 5% бракованной продукции. У Miyuki и Toho количество брака в 10-граммовом пакете исчисляется единицами. Неликвидных бусин может быть от 2 до 5.

Чехия. Знаменитый богемский бисер был популярен в Европе еще несколько веков назад. Но опыт производства бусин не обеспечил чехам снижения процента брака. Вопреки любви со стороны рукодельниц, чешские бисерины содержат 8-10% брака. Да и внешне рядом с японскими выглядят, как материалы, сделанные вручную. Но даже неидеальная геометрия не ухудшает позиции чешских бисерных компаний на мировом рынке. Здесь есть свои нюансы производства, технологии, которых нет у других стран.

Китай. Это именно тот бисер, который ни в коем случае не рекомендуется брать для обучения. Процент брака здесь просто зашкаливает и нередко доходит до 40-45%. Но даже более-менее ровные элементы оставляют желать лучшего. Ввиду огромного количества неликвида, китайские бисерины нуждаются в серьезной доводке, без которой их попросту невозможно использовать. Поехавшие ряды, перекошенные изделия – все это свидетельство не столько неопытности мастера, сколько низкого качества элементов.

Виды покрытий бисера Toho

Разработка уникальных покрытий для бисерин – это то, в чем японцы преуспели больше других производителей. Рассмотрим, какие виды бусин различают по особенностям покрытия:

  • Прозрачные. Это окрашенные бисерины, которые пропускают свет. Выглядят как небольшие стеклянные элементы, которые могут быть как глянцевыми, так и матовыми. По цветам выбор велик. Палитра оттенок широка, потому проблем с подбором не возникнет. 
  • Непрозрачные. Бисерины, не пропускающие свет. Внешне напоминают что-то среднее между пластиком и жемчугом, обладая превосходным внешним видом. Как и прозрачные, могут иметь глянцевый отлив или же матовое напыление. Последние практически не блестят, смотрятся стильно, изысканно.
  • С радужными переливами. Делая такой бисер, японцы используют запатентованную технологию. Бусины делаются обычным способом, но затем на них наносится особое напыление. Именно оно придает элементам характерные разводы и переливы, которых не встретишь ни у одного другого бренда. Особенно выигрышно смотрятся они при попадании солнечных лучей. Оттенки постоянно меняются и играют на свету наподобие радуги, отражая солнечные блики.
  • Глянцевые. Специальный состав, отражающий свет, наносится как на прозрачный, так и на непрозрачный бисер. Глянцевые элементы могут быть выполнены в любом цвете. Покрытие способствует визуальному увеличению бисерины. 
  • Матовые. Нанося покрытие, можно контролировать степень матовости. На одних материалах присутствуют небольшие блики. Другие же их полностью лишены. Матовая поверхность подчеркивает ровную фактуру элемента, делая его красивее, привлекательнее.
  • Цейлон. Блеск этих бисерин походит на металлический. Отличаясь от базовых элементов, такие материалы больше походят на жемчужины. Глянцевое покрытие создает благородные переливы, схожие с перламутровыми. Сами бисерины обладают легким выпуклым эффектом, способствующим их визуальному увеличению.
  • Окрашенный. Подвид непрозрачного бисера, который подлежит нанесению красящего состава, затем отправляется в печь. Колоризация может наноситься как на внешнюю, так и на внутреннюю поверхность. Последний вариант внешне оригинален и приковывает взгляд, ведь у прозрачной бусины оказывается окрашена только сердцевина. 
  • Металлик. Несколько отличается от Цейлона, ведь металлический отблеск этих бусин является следствием покрытия тонким слоем окиси олова. Оттенки зависят от толщины слоя. Чем он тоньше, тем светлее будет бисерина. При густом окрашивании элемент будет практически неотличим от металлических частиц.
  • Серебрение. За основу берется стандартный бисер с прозрачными гранями. В процессе обработки на его внутреннюю поверхность наносят серебряное напыление, ввиду которого обеспечивается фирменный блеск. Посеребренные изделия отличаются от металлика меньшим количеством бликов, глубокими, холодными оттенками. 
  • Золотое сияние. Глянцевый бисер, покрытый тончайшим слоем золота. Обладает эффектом хамелеона, поскольку при попадании солнечного света начинает играть всеми цветами радуги. Под определенным углом кажется прозрачным.
  • Металлик с золотом. Используется особая двухэтапная технология. Вначале прозрачную бисерину покрывают тонким слоем позолоты. Сверху наносится окись титана. Двойное покрытие обеспечивает элементу блеск, яркость и обширную гамму цветов при попадании солнечного света. Изделие переливается, дает большое количество бликов. 
  • Гальваника. Защитное покрытие, которое препятствует выцветанию, истиранию поверхностей, оберегая бисер от воздействия разных негативных факторов. Рукодельницы используют такой бисер при вышивке по одежде и изготовлении украшений. Здесь износостойкость таких бисерин особенно важна.

Рекомендации по использованию

Планируя сплести украшение или вышить картину, нужно учитывать не только внешний вид бисерин, но и их характеристики. Рассмотрим рекомендации мастеров, которые работали с разными видами японских бусин.

Нужно знать, как такие покрытия ведут себя в работе и при носке. Никто не спорит с тем, что бусины Toho выглядят премиально, но у них есть и минусы. Например, слабым местом глянца выступает подверженность истиранию. Особенно не любят трение золотистые элементы – позолота слетает с них даже при несильном воздействии.

Бисер с перламутровыми переливами боится солнца. Под воздействием солнечных лучей он тускнеет. Еще один минус таких покрытий – быстрое появление царапин. Говорят, что они «царапаются от воздуха», а потому нужно относиться к ним бережно. Хороши для плетения вечерних украшений и декораций для дома.

Металлизированные покрытия тоже плохо переносят трение. Причем частицы краски могут оставаться даже на руках. Поэтому лучше выбирать гальванизированные варианты.

А вот металлик стоит особняком. Не следует путать его с металлизированными элементами, ведь технология нанесения покрытия здесь используется другая. Состав наносится на горячие бусины и прочно держится на них. На первый взгляд можно подумать, что перед вам бисерины из металла, ведь на ощупь и даже на запах их невозможно отличить от металлических. Казалось бы, разве может быть проблема у таких материалов. Да, может, она есть. Заключается их минус в почернении. Причем чем дольше носишь – тем больше чернеет. И если серебро темнеет благородно и может быть очищено, то здесь все обстоит иначе.

Наиболее прочным признано бронзовое покрытие, в основе которого лежит 18-каратное золото. Сверху него напыляется латунь и медь. В итоге получаем материал, внешне похожий на бронзу. Закрепляется он при помощи термической обработки. Преимущества такого покрытия – не подверженность царапинам, истиранию и выцветанию.

Хорошей устойчивостью обладает радужная поверхность. Внешне она напоминает бензиновые разводы на воде. Такие элементы устойчивы как к физическим, так и к химическим воздействиям. Они не боятся солнца. Даже если надолго оставить такой бисер под воздействием солнечных лучей, ему ничего не будет.


На что обращать внимание при покупке бисера Toho

Мы говорили выше, что японцы внимательно относятся к каждой детали. У них ничего не делается просто так, поэтому они в курсе как о сильных, так и о слабых сторонах своей продукции. Соответственно, о наличии последних производитель всегда предупреждает клиента. Это делается, чтобы у покупателя не возникло неприятных сюрпризов.


Поэтому решив взять материалы Toho, обязательно посмотрите на маркировку. Она позволяет получить информацию о материалах. Не каждый из них подходит для определенных нужд. Вот несколько особенностей маркировки японского бисера:

  • Черная звездочка. Предупреждает о том, что в результате трения цвета могут поблекнуть, а покрытие – стереться. Такой материал лучше не использовать для украшений или вышивки одежды. А вот для картин он хорош. 
  • Светлая звездочка. Такие элементы более устойчивы к износу в сравнении с предыдущими. Их цвета сходят только при интенсивном трении. Здесь применяется неплохое защитное покрытие. 
  • Черный круг. Со временем цвета могут окисляться, обесцвечиваться. То есть, ближайшие 2-5 лет бисер сохранит первозданный внешний вид, а уже потом может потускнеть. Это нужно учесть. 
  • Черный квадрат. Предупреждает о том, что покрытие не боится трения и воздействия солнечных лучей. Однако не следует подвергать его воздействию органических растворителей. Такие составы присутствуют в чистящих средствах, парфюмерии. 
  • Светлый квадрат. Такая маркировка ставится на материалы с покрытием, устойчивым к истиранию и воздействию агрессивных веществ. Однако при долгом воздействии органического растворителя цвет может измениться. Потому это нужно учитывать при изготовлении поделок. 
  • Черный треугольник. Краска не защищена от длительного воздействия солнечных лучей, а потому может выцветать. 
  • Черный ромб. Никелированные цвета, которые не боятся никаких воздействий. Это бусины премиального качества, цена ему соответствует.

Отметим, бисерины с покрытием часто подвержены линьке при попадании туалетной воды, дезодорантов, духов. Это приводит к тому, что краска пачкает кожу, одежду. Поэтому обязательно смотрите на маркировку, если хотите делать ювелирные украшения.

Кроме того, при покупке нужно обратить внимание и на выгоду от использования бисера Toho. Да, он дороже многих аналогов, но стоимость нивелируется следующими свойствами:

  • Вес. Японские бисерины легче чешских на 7%. Соответственно, можно купить меньшую упаковку, получив больше материала. 
  • Минимальный брак. Если работать с китайским или тайваньским бисером, то калибровать приходится около половины всех элементов. Это занимает время, стоит немалых нервов, требует опыта. Даже после калибровки такие бусины хорошими не назовешь.

Отдельно нужно заметить многообразие размеров, форм и цветов. Здесь бисеру Тохо попросту нет равных. Поэтому мастера, создающие сложные украшения, картины, выбирают этот вариант.


Формы японского бисера Toho


Японский бренд примечателен не только разнообразием оттенков, но различием форм. Новички часто работают с обычными круглыми бисеринами, даже не догадываясь, сколь разными бывают бусины. Элементы разных форм применяются при вышивке икон, картин, плетении бижутерии и интерьерных украшений. Мастера чаще всего берут такие виды бисера:

  • Круглый. Распространен всюду, ведь это база, без которой большинство украшений сделать невозможно. С него начинают свое знакомство с рукоделием. Компания Toho предлагает тысячи цветов, износостойкие покрытия, разнообразие размеров. 
  • Цилиндрический. Это известная всем рубка. Делается она следующим образом: длинную узкую трубочку разрезают на множество небольших отрезков. Соблюдаются ровные края, сглаженные поверхности – все, что характерно для японских бусин. Поэтому тонкая нить не разорвется, напоровшись на край такого элемента. 
  • Матагамы. Это нестандартные элементы – каплевидный бисер, имеющий смещенное отверстие. Их берут для бисероплетения, чтобы получить эффект объема. Также может быть взят в качестве наконечника для бахромы. Знайте, такие бусины – это не разработка современности. Аналогичные им элементы были найдены археологами. Их датируют 5-6 тысячелетием до нашей эры. 
  • Треугольный. Хорош для плетения, вышивки. Углы таких конструкций создают визуальный объем и глубину. Требует навыков, поскольку при недостаточном опыте ряды могут съехать вбок.
  • Кубический. Имеет ромбовидное отверстие. Годится для бисероплетения и вышивки. Такая форма отверстия была выбрана не зря, ведь она не дает бусине прокручиваться. Рукодельница может выставить все элементы в ряд, зафиксировав их удобным образом. Особая форма самой бисерины создает объем, фактуру. 
  • Стеклярус. Вытянутые цилиндры, которые бывают круглыми, гранеными. Стеклярус популярен в вышивке по одежде, из него делают колье, ожерелья, браслеты, а также оригинальные поделки. Несмотря на необычную форму, этот вариант уступает обычному круглому по объемам продаж. 
  • Витой стеклярус. Подвид граненых бисерин, края которых слегка закручены по спирали. Их берут для бижутерии, вышивки. Витые детали годятся для изготовления крученой бахромы.

Среди товаров от компании Toho встречаются также миксы. Это небольшие наборы, включающие в себя бисерины разных форм и размеров. При этом их гаммы цветов подходят друг к другу. Такие наборы разработаны для тех мастеров, кто хочет привнести разнообразие в свою работу, попробовать что-то новое, при этом не затрачивая средства на закупку дорогих материалов. Представьте, сколько стоила бы покупка 10-20 видов бусин. Еще клиент получает все необходимое в одной упаковке.


Что можно сделать из японского бисера

Учитывая многообразие форм, размеров, цветов, можно с уверенностью заявить, что продукция Toho универсальна. Покупать ее можно для создания украшений и в учебных целях. Рукодельницы заверяют, что бисероплетение – это не та сфера, где можно научиться на дешевых материалах, а затем перейти на что-то дорогое. На старте нужно брать материалы от проверенных компаний, поскольку дешевые бисерины лишь отобьют желание заниматься бисероплетением.

Рассмотрим, какие изделия могут быть сделаны из Toho:

  • Браслеты. С них начинают многие рукодельницы. Хороши варианты, комбинирующие стеклярус и бисерины круглой формы. 
  • Броши. Разнообразие цветов, форм, размеров позволит создать уникальные украшения.
  • Кольца. Мелкие бисерины обладают выверенными параметрами, поэтому из них получаются изящные и ровные кольца. Равномерность рядов обеспечивается благодаря низкому проценту брака. 
  • Картины. Японский бисер оптимален для вышивки картин. Благодаря большому отверстию, с ним легко работать. 
  • Иконы. Обычно вышивается только одеяние святого, а лицо и руки рисуются на холсте. Разнообразие покрытий позволит использовать самые правильные цвета для иконы, имитирующие различные материалы.
  • Предметы интерьера. Например, это фигурки животных, птиц, которые плетутся на проволочном каркасе. Тончайшая проволока удерживает изделия в заданной форме. 
  • Бисерная флористика. Из японского бисера получаются реалистичные цветы с изящными переходами цвета и неповторимыми узорами. 
  • Украшение одежды. Вышивка по свитерам, кофтам, блузкам, джинсам – для всех этих целей используют высококачественные японские бисерины.

Бисер Toho не зря считается символом качества. По популярности этот бренд обогнал даже богемских мастеров, предлагая выверенные размеры и форму. А разнообразие цветов порадует любую рукодельницу.