Какие материалы нужны для бисероплетения

2 января 2017

Наверное, самое большое количество шуток в рукодельном мире посвящено неимоверному азарту рукодельниц, когда дело касается покупки материалов.

В огромном рукодельном магазине теряются даже опытные рукодельницы, что уж говорить о новичках, тех, кто делает только первые шаги в бисероплетении. В сегодняшней статье хотелось бы рассказать о том, как не купить пол магазина, какие материалы стоит приобрести в первую очередь для бисерной флористики и какие есть возможности сэкономить при этом.
Итак, первое, без чего точно не обойтись, это, конечно, бисер. О том какой он бывает и как его использовать подробно написано в этой статье https://melodiabisera.ru/stati/vidy-bisera-cheshskiy-yaponskiy-kitayskiy/
А для тех, кому лень так много читать, кратко напишу здесь, учиться плести стоит на самом дешёвом бисере – китайского производства, во-первых вы поймёте, а нравится ли вам вообще плести, и если нет, то не будет жалко потраченных денег. К тому же сейчас, он гораздо лучшего качества, чем был 10 лет назад, можно найти отличный калиброванный бисер и даже сатиновую рубку, а по цене это будет намного приятнее, чем использовать чешский бисер. Поэтому при должном желании из «китайца» получаются очень красивые работы.

Начинать плести следует из бисера 10/0 размера, если вы выбрали чешский бисер, и 12/0 для китайского, их запросто можно комбинировать в одной работе. Очень часто зеленые листья я плету из китайского бисера, так получается дешевле, так как его уходит на работу больше всего.
И если с производителем бисера довольно легко определиться, то вот с его количеством гораздо сложнее. Сколько и какого цвета купить, тут очень сложно сказать конкретно. Вот лишь несколько советов, основанных на моём личном опыте и опыте других рукодельниц:
1. Определитесь с работой, которую хотите сплести и если есть МК, то купите бисер, согласно приведенному в нём списку. Если же у вас нет МК, то подберите бисер близких цветов, по своему усмотрению. Лучше не начинать с работы, где очень много оттенков, они плетутся гораздо сложнее, и бисера купить на них потребуется намного больше. В каждой работе есть основной цвет, как в листьях, так и в цветах, его потребуется больше всего, в среднем от 50 г.

Такой цвет лучше покупать большими упаковками (для китайского бисера 450 г. и для чешского - 50 г), во-первых его вам точно хватит на всю работу полностью и не придется искать нужный оттенок, во-вторых, так получается выгоднее по цене. А вот бисера дополнительных оттенков, скорее всего, на работу уйдёт не много, около 20 г, в итоге останется лишний бисер, поэтому его можно купить и в небольших упаковках (для китайского бисера 20 г. и 100 г., для чешского - 5 г и 20 г.).
2. Зеленого бисера лучше взять несколько оттенков и фактур (не зависимо от того, плетете вы дерево или цветы), так композиция будет смотреться натуральнее. Если вы с флористикой надолго, то зеленым бисером можно "запасаться", я всегда покупаю его, когда нахожу понравившийся оттенок, и беру не меньше 150 г, такого количества хватит на большую композицию. Я беру бисер различных оттенков природной зелени, очень не люблю, когда плетут ярким бисером цвета "зелёнки", он удешевляет работу. Чтобы придать "живости" многие мастера с удовольствием используют рубку, "огонёк", различные оттенки бисера с матовым или радужным покрытием в одной работе.

3. Есть ещё одна хитрость, как сделать красивые переходы цвета в работе, используя только 1 оттенок бисера: покрасить его специальной краской для стекла (витражные краски). Как это сделать вы можете посмотреть здесь https://www.youtube.com/watch?v=2GHgQ_7kTeM

Ну и второе без чего не обойтись – это, проволока для плетения.

Прежде всего, она отличается по материалу, из которого она сделана: медная и стальная. Медная намного мягче, послушнее при плетении, стальная жестче, зато лучше держит форму. Медная проволока, как правило дороже стальной и найти её в продаже сложнее. Я очень давно занимаюсь плетением цветов и для себя решила, что стальная проволока – это отличный вариант, главное к ней немного привыкнуть. Существует довольно много производителей проволоки, существенной разницы по качеству я для себя не увидела, при покупке ориентируюсь на другие характеристики.
Прежде всего – это толщина: самые «ходовые» размеры: 0,3 мм, 0,4 мм и 0,5 мм. Толщина проволоки, чаще всего, указывается на этикетке. На сайте «Мелодия бисера» есть отличный обзор проволоки, он поможет вам лучше составить своё представление о её видах https://melodiabisera.ru/product-review/provoloka-dlya-biseropleteniya/
(сделать фото где виден размер проволоки).
В моих запасах всегда есть несколько размеров проволоки и использую я их в различных случаях. Самая толстая – 0,5 мм идеальна для центральной оси при плетении во французской технике, выдерживает практически все размеры лепестков и не дает им провиснуть. Иногда ею плетут полностью всю композицию, когда размеры деталей очень крупные, но и сам цветок при этом получается не маленький (не менее 50 см приблизительно).

Если вы только начинаете плести, то можно легко обойтись без проволоки такого размера, или купить её совсем не много, одной катушки 30 м, каждого цвета хватит на длительное время.
Второй размер – 0,4 мм, я такой проволокой пользуюсь наиболее часто. Она идеально подходит как на центральную ось (если нужно прочнее, то просто складываю её вдвоё), так и в качестве рабочей проволоки. С таким диаметром удобно работать, она достаточно мягкая, легко делать зацепы и обводку около оси, но при этом она отлично держит форму лепестков. Такой диаметр подходит для плетения любых цветов, в том числе и роз, изготовления деревьев в петельной или французской технике.
Ещё у меня много проволоки диаметром 0,3 мм, ею я плету не большие по размеру детали или использую для плетения, где необходимо пройти через бисерину несколько раз, например при изготовлении «рюшек» на лепестках.

Кроме того, такой проволокой удобнее плести в техниках «параллельное плетение» и «игольчатое плетение».

Именно проволоку диаметром 0,3 мм используют мастера, которые плетут из мелкого бисера, так как более толстая просто не пролезет в отверстие.
И второй, существенный, для меня параметр – это цвет проволоки. Если вы хотите плести деревья, то тут почти всегда используется либо зеленая, либо медная (золотая) проволока. С плетением цветов все немного сложнее. Первоначально я пыталась подбирать проволоку под каждый цвет бисера, в итоге у меня появилось много катушек, с остатками проволоки. Теперь у меня много только зеленой проволоки (ею я плету все листья) и серебристой (ею я плету практически все лепестки в своих работах), исключение лепестки красного цвета.

Цветную проволоку я покупаю только если точно знаю, что её понадобиться много, например, когда в работе почти все цветы близкого цвета.

Также плетение роз (там много крупных лепестков, сплетенных на нескольких осях, поэтому проволока очень видна) требует подборки проволоки в цвет лепестков.
Опытные мастера делятся своими «лайфхаками», как можно обойтись проволокой только одного цвета: покрасить проволоку, которая видна (это чаще всего около центральной оси), лаком для ногтей в тон бисера.
Можно ли заменить проволоку на что-то более дешевое? Раньше, лет 10 назад, когда я только начинала плести, мастерицы покупали в электротоварах восьмижильный медный кабель длинною около 20 м, очищали его от верхнего слоя и получалось сразу 8 проволочек нужного диаметра по 20 м, получалось очень выгодно. Но так поступали, скорее от отсутствия возможности купить, что хочется. В принципе можно и сейчас поступить также, но проволока будет только медного цвета, к тому же, чтобы подготовить её к работе уйдёт не мало сил и времени: очистить проволоку, смотать её на катушке. Сейчас, на мой взгляд, гораздо проще сразу купить проволоку, да и плести из неё приятнее.
Если вы разобрались какую проволоку вам брать, то не мало важно СКОЛЬКО её покупать. Я всегда покупаю проволоку 0,4 и 0,3 упаковками по 10 шт., так получается намного выгоднее, этого количества хватает надолго и не приходится её постоянно докупать в магазине. Но я плету много, а если вы только хотите попробовать себя в бисероплетении, то пары катушек по 50 м будет достаточно для дерева высотою около 30-40 см, или купить по 1 катушке зеленого и серебристого цвета для флористической композиции.
Кроме проволоки для плетения и бисера вам потребуются материалы для сборки. Прежде всего, это проволока более толстого диаметра в качестве стеблей или веток. Для тонких веточек лучше всего использовать флористические стержни или герберную проволоку. Они между собою очень похожи, и представляют собою тонкую стальную проволоку диаметром от 0,6 мм и до 2 мм, длинною 40 см, отличие только в том, что флористическая покрыта флорлентой, а герберная просто голая окрашенная.

Проволока очень прочная, отлично держит форму, при этом веточки из неё получаются изящными.

Я каждый элемент композиции собираю на такую проволоку, если цветок получается очень тяжелый, то делаю стебель из нескольких стержней, а уже потом сматываю все элементы месте и гипсую. Иногда для одной композиции требуется около 30 стержней, поэтому покупаю я их упаковками, у меня стержни различной толщины, иногда требуется более толстые, а иногда - совсем тонкие. Раньше я использовала тонкую проволоку, купленную в электротоварах, но со стержнями работать мне гораздо удобнее, они ровные, все одной длины, и окрашены в зеленый цвет, при работе не пачкают руки и нитки, да и по цене выходит не так уж и дорого. Единственное при сборке часто остается низу много голых стержней, раньше я их отрезала до нужной длины, чтобы они помещались в горшок, теперь я их загибаю, так при заливке гипсом композиция держится намного лучше.
Иногда такие стержни я использую в качестве центральной оси при плетении больших листьев, они выдерживают большой вес, главное, подобрать диаметр, чтобы на него можно было надеть бисер.

Для сборки крупных цветов (роз, гербер, лилий и т.п.) я использую алюминиевую проволоку, купленную в строительном магазине, диаметром около 5 мм. Аналогов ей я не могу найти, она отлично держит цветок, дешевая, можно отрезать кусок любой длины. Но при работе очень сильно пачкает руки и нитки, поэтому я сначала её обматываю тейп лентой. К тому же тейплента предотвращает скольжение ниток по стеблю при обмотке.

Чтобы работа выглядела аккуратнее необходимо прошивать большие лепестки и листья, это предотвратить разделение дуг. Раньше я использовала для этих целей тонкую проволочку из трансформаторов. Она дешевая, её легко найти в пунктах сбора металлолома, очень тонкая, в одной катушке её очень много, хватит надолго, и при этом она хорошо держит прошивку. Но большим минусом это то, что прошивку видно.

Я долго искала альтернативу, лучшим для меня стала это прошивка с помощью иглы и мононити. Она очень прочная, тонкая, прозрачная, ему можно прошивать даже лепестки из светлого бисера, она соверешенно не будет заметна. К тому же мононить стоит не дорого, хватает её на много.

Во многих МК встречается сеточка для бисероплетения, это приспособление для сборки цветов, состоящих из множества лепестков (хризантемы, герберы, ромашки, подсолнухи и т.п.). Сеточка похожа на дуршлаг, круглая с отверстиями. Они отличаются по диаметру, и количеству дырочек.

Она позволяет собирать лепестки на одинаковом расстоянии друг от друга, скручивая их попарно, середину обычно расшивают в петельной или игольчатой технике. Очень удобно такую расшивку делать мононитью или проволокой 0,3 мм.

Плюсы сбора на сеточке - лепестки держатся очень плотно (хотя я ещё их и проклеиваю после сборки), они расположены равномерно, сеточка металлическая, а значит цветок сохраняет форму, не сминается. Стебель получается тонким, лишние проволочки можно отрезать до нужной длины, и цветок не развалится.
Можно сеточку не покупать, а сделать самостоятельно, вот обучающее видео - https://www.youtube.com/watch?time_continue=2&v=aip6D-GYW9k. Хотя мне удобнее покупать готовые сеточки, цена у них не высокая, и не надо тратить время на изготовление. В последствии сеточку необходимо замаскировать, для этого делают шапочки из бисера или фомиарана.
Чтобы задекорировать проволоку и собрать все элементы вместе нам понадобятся то чем собирать, и здесь мастера делятся на 2 больших лагеря. Первые предпочитают обматывать нитками, вторые - тейп лентой (флорлентой). При использовании любого способа есть свои плюсы и минусы.
Более простой способ, с которого чаще всего начинают новички - это обмотка флористической лентой. Это тонкая цветная лента из синтетической ткани, одна сторона которой липкая. Такая лента хорошо тянется.

Самый большой плюс тейпленты, это простота в использовании, вы обматываете стебель лентой, предварительно её растягивая, за счет липкого слоя она приклеивается с стеблю и между собою. Получается быстро, выглядит довольно неплохо. Для новичков это отличный вариант.

Самое главное при работе с лентой соблюдать несколько правил: лента должна быть качественной (то есть липкий слой должен быть липким, а не высохшим). Перед обмоткой лучше ленту разрезать напополам вдоль, тогда она ляжет аккуратнее, особенно это касается тонких стеблей и веточек. Лента должна ложиться очень плотно, для этого её нужно растягивать (главное не перестараться и не порвать её). При обмотке лента должна идти чуть с наклоном и внахлест друг на друга, тогда она ляжет ровно и не будет просветов голой проволоки. При покупке стоит подбирать ленту натуральных оттенков зелени, не брать очень яркие, неестественные цвета, желательно её цвет должен совпадать с цветом бисера на листьях. Исключение деревья - там лента, чаще всего, коричневого цвета.
Я заметила, что почти все мастера начинали работать именною с нею, но потом отказались в пользу ниток, и используют ленту только в качестве сопутствующего материала.

Почему же так получилось? Для меня самый большой минус - это невозможность плотно собрать элемент, при сильном натяжении лента рвется, и цветок разваливается. А вот нитками получается очень прочно, все лепестки держаться как приклеенные.

Второй, не мало важный, плюс - нитками получается сделать тонкие и изящные веточки, и смотрятся они гораздо аккуратнее, чем если бы их обмотали флорлентой. Мне как то пришлось собирать ветку орхидеи из множества цветочков, ножка каждого цветка состояла из 2 перекрученных проволочек 0,4 мм, нитками сборка получилась очень нежная.

Третье - это огромный выбор цвета и фактуры. Для обмотки подходят как хлопковые нитки мулине, так и вискозные с шелковым блеском, и даже металлизированные с рюлексом. Да и цветовая гамма у ниток намного шире, чем у тейпленты, можно подобрать абсолютно в тон к любому цвету бисера, к тому же сочетая разные оттенки ниток можно создавать на стебле красивые переходы цвета. И мне кажется, что нитки в продаже можно найти гораздо проще, особенно не в интернет-магазинах.

Почему же при видимых преимуществах, многие рукодельницы отдают предпочтение флорленте? Прежде всего, это время - процесс обмотки нитками идёт намного медленнее. К тому же для работы с ними требуются навыки, чтобы нитки легли ровно, без некрасивых бугров и проплешин, не провисли, во время обмотки их всегда надо натягивать, если нитка состоит из нескольких более тонких ниток (мулине, или ирис и т.п.), то их надо раскручивать во время обмотки, чтобы на ствол они ложились плоско и ровно. Чтобы спрятать и, одновременно, закрепить кончик, то его нужно убрать под нити, для надежности можно промазать клеем.

Ещё один лайфхак, если у вас все таки не нашлось подходящего цвета ниток или флорленты, или после сборки результат вас не устроил, то уже собранные веточки можно покрасить плотной краской (гуашь или акрилом), но после покраски такое изделие нужно будет покрыть лаком, иначе оно будет пачкать руки.
Итак, мы определись то ЧЕМ плести, на ЧЁМ плести и с помощью ЧЕГО собирать. В принципе, это достаточный минимум, чтобы получился готовый букет. Но хотелось бы остановиться и на дополнительных материалах.
Очень часто готовую композицию фиксируют в горшке или вазе. К выбору тары стоит подойти очень ответственно, она может украсить или испортить полностью всю работу. Нужно чтобы горшок гармонировал по цвету и форме с букетом.

Лучше всего смотрятся керамические и стеклянные горшки, но можно использовать и пластмассовые или даже соломенные, все зависит от стиля композиции. Мастерицы пускают ход старые коряги, красивые коробочки, детскую обувь, в общем на что фантазии хватит. Главное убедитесь что после посадки композиция не будет перевешивать и заваливаться на бок.
Существует два способа сборки композиции перед посадкой. При первом композиция собирается полностью в один букет, для этого выбираем центральный элемент (обычно это самый крупный и высокий цветок) и к нему начинаем приматывать другие элементы, последними приматываем обычно зелень.

При такой сборке композиция просто ставится в горшок с гипсом, достаточно немного подождать и всё готово.
Но иногда такой способ не подходит и необходимо зафиксировать отдельно каждый элемент. Тогда на помощь придет губка флористическая (пена флористическая, оазис). Это пористый материал, в который можно воткнуть цветы и они будут держаться до окончательной фиксации. Чтобы собрать композицию, достаточно на дно горшка приклеить оазис, и можно начинать сборку. Этот способ удобен тем, что в любой момент можно поменять положение любого элемента, уменьшить его длину.

Для посадки букета, чаще всего используется гипс: стоит не дорого, быстро сохнет, крепко держит композицию. У гипса есть особенность, во время посадки он очень сильно нагревается и расширяется, поэтому для посадки в керамический горшок нужно положить скомканную не плотно фольгу, или насыпать в горшок керамзита. Некоторые мастерицы вообще обходятся без горшка и делают гипсовые подставки.

Можно обойтись и без гипса, цветы просто поставить в вазу, как настоящий букет, а чтобы она не падала насыпать в неё декоративные камешки, песок или даже бисер. Плюс такой посадки, что вы всегда можете разобрать букет и собрать его по новому, добавить новые элементы и т.п.

Для того, чтобы букет как можно дольше сохранял первоначальный вид, а его листья и цветы отлично держали форму, я покрываю свои работы акриловым лаком.

В принципе ничего сложно в работе с ним нет, просто берешь кисточку и красишь, но чтобы наверняка процесс прошел удачно от несколько моих советов: покрываем работу лаком только после полной сборки композиции и расправления всех элементов. Покрываем лаком обильно, но только с изнанки. Лак не должен просачиваться на "лицо".

Тогда даже рубка не потеряет своего блеска. Стебли и после лакировки сохраняют гибкость, их можно гнуть, не боясь испортить работу. Очень обильно наносим лак около основания лепестков, тогда цветок не будет разваливаться. Я проклеиваю таким образом не только розы, но и хризантемы, герберы, лилии, в общем все крупные цветки. Обязательно необходимо проверить бисер ДО покрытия лаком на устойчивость покрытия и цвета, иногда бисер "линяет". Можно использовать и другие виды лака, но акриловый не имеет запаха, им можно пользоваться в помещении, он абсолютно безопасен, с рук и кисти смывается водой. Подходит практически для всех видов покрытий: дерево, стекло, металл, бумага, ткань и т.д. Я покупаю лак в строительном магазине, так получается дешевле. Предпочитаю лак с матовым покрытием, так более натурально выглядит работа. После лакировки работу можно мыть под душем, чтобы убрать пыль.
Для приклеивания лепестков можно использовать не только акриловый лак, но и клей ПВА, момент-кристалл, акриловый клей. Самое главное убедиться что покрытие бисера не пострадает.
Фантазия рукодельниц не знает границ, когда речь идет о материалах для декорирования. Чаще всего им маскируют гипс, которым заливают композицию. Самыми распространёнными материалами являются сизаль, декоративные камешки, мох, песок, различные травинки, фрукты, насекомые, палочки и т.д. Сизаль - это натуральный материал, получаемый из листьев растения Agava. Его окрашивают в различные цвета, поэтому можно подобрать под цвет композиции. Для фиксации в композиции его лучше всего приклеить.

Декоративные камни (декоративный грунт) - представляет собою мелкую каменную крошку, окрашенную в различные цвета. Он отлично подходит для композиции с кактусами, суккулентами, в японском стиле и различных деревьев. Для фиксации также используется клей или лак, который после высыхания становится прозрачным.

Очень люблю использовать мох, он изготавливается из природного мха, окрашен в приятные натуральные оттенки и смотрится в работах очень гармонично. В использовании очень простой, хорошо клеиться, для дополнительной защиты можно покрыть лаком для волос (или любым аэрозольным лаком).

Искусственная трава, фрукты, насекомые, ветки корелис, шары из ротанга - отличный способ украсить работу, с наименьшей затратой времени. Они подойдут и для украшения фото композиции.