Вышивка картин бисером - полная зашивка больших размеров
Бисер позволяет не только плести браслеты, но и вышивать картины и даже иконы. Такой вид вышивки практикуется столетиями, но если ранее это было ремеслом избранных, то теперь прикоснуться к прекрасному может каждый. В этой технике выполняются как натюрморты, так и сложные пейзажи или портреты. Для успеха в этом деле нужно придерживаться схемы и обладать рядом навыков.
Отличия частичной зашивки от полной
В отличие от вышивки мулине, бусины позволяют создавать более яркие и привлекательные внешне изделия. Такие картины оригинальны и приковывают к себе внимание. Чтобы создать нечто подобное, нужно:
- Обучиться азам вышивки бисером.
- Овладеть навыками работы по эскизам и схемам.
Начинающие мастера часто пренебрегают одним из требований или же спешат в работе, ввиду чего результат их разочаровывает. Еще один вопрос – создавать картину с нуля или же воспользоваться готовым набором. С комплектом работать проще. В нем есть все, что потребуется для создания картины: присутствуют все цвета, размеры элементов, есть нити, канва и прочие материалы и инструменты.
В дешевых наборах может не быть бисера. Но здесь указываются точные размеры, количество и цвета. По такой инструкции несложно будет закупить недостающие элементы. Также в наборе вы найдете правила по созданию картины.
Вне зависимости от вида вышивки, бисерные композиции бывают:
- С полной зашивкой. Работа выполняется по всему полотну, без пробелов. Новичкам лучше не начинать большие картины, поскольку это длительный и сложный процесс. Для тренировки берем иллюстрации, размером 20 на 20 или 30 на 30 см. Обязательно берем пяльцы, чтобы обеспечить равномерное натяжение полотна. Иначе возникнет перекос в порядовке, который нарушит красоту рисунка.
- Частичная зашивка. Проще в освоении и быстрее в изготовлении. Здесь полотно вышивается не полностью, а фрагментами. Сложность частичной зашивки в том, что в двух ближайших рядах может быть разное количество бусин. Один из них будет длиннее, а второй – короче.
Мы рассмотрим первый вариант, поскольку именно он предполагает создание картин с нуля. Работа с бисером – это монотонный, длительный процесс. На полотно размером 15 на 15 см у вас поначалу может уйти не менее 8 часов времени. Но лучше не спешить, чтобы потом не распускать ряды, устраняя допущенные огрехи. Проверяйте как ложится каждая бисерина. Не должно быть перекосов и отклонений по горизонтали, вертикали.
Инструменты для работы
Для получения качественной вышивки нужно не только иметь необходимые навыки, но и закупить инструменты. Отдавайте предпочтение известным фирмам, чья продукция на слуху. Это фирмы из Австрии, Германии и Чехии, производящие бисер и инструменты для работы с ним.
Иглы
Иголка для шитья не годится для вышивки бусинами. Проблема заключается в широком ушке – оно не пройдет через бисерину. Бисерные иглы не имеют утолщения в районе ушка. Универсальной считается иголка No12. Если же вы работаете с плотными материалами, то можно попросту сломать иглу в результате прокола.
Иглы для бисера очень тонкие. Чтобы продеть нитку в игольное ушко, смажьте ее кончик бесцветным лаком для ногтей. Подождите до высыхания. Затем можно будет продеть ее в иголку.
Нить
Потребуются также особые нитки. Они могут быть такие:
- капроновые;
- шелковые;
- мононить;
- мулине.
Подбор нити осуществляется под цвет основы. Универсальный вариант – белый цвет. При вышивке нужно прокладывать нитку ровно. В конце ряда она закрепляется. Без грубых узелков. Для работы с картинами часто берется мононить. Она прочная и удобная в использовании. Также можно взять капроновую нитку.
Бисер
Начинающие мастера обращают внимание на дешевые материалы. Но такая экономия негативно отражается на качестве картины. Китайский бисер действительно стоит недорого, но качество его соответствующее. Бусины слегка отличаются по размеру, имеют неравномерные отверстия, прокраску. Положить ровный ряд такими элементами невозможно. Поэтому рисунок получается уехавшим в сторону. Такого не бывает при использовании чешского бисера. Он ровный и имеет привлекательный внешний вид.
Кроме бисера в работе используются крупные бусины, пайетки, стеклярус. К их качеству также следует относиться серьезно. Прокраска должна быть равномерной, как и размеры элементов.
Пяльца
Желательно, чтобы размер ткани соответствовал пяльцам, иначе придется постоянно перемещать их, изготавливая картину фрагментами. Такой подход плох тем, что натяжение ткани будет меняться, от чего может пострадать рисунок.
Бывает такое, когда кусок ткани оказывается меньше пялец. Тогда для надежного закрепления нашиваем его на больший фрагмент, который удаляется по окончании работы.
Пяльца бывают круглые и квадратные. Их изготавливают из дерева, пластика и металла. Любой из вариантов подходит для вышивки.
Канва
Традиционно используется для вышивки бисером мулине. Удобна в работе, потому ее берут для создания больших картин. Начинающим мастерам можно приобрести готовый набор, где помимо канвы будет все необходимое для старта. Полный комплект включает в себя даже иглы.
Приобретая материалы самостоятельно, следите за тем, чтобы размеры бусин и клеток канвы подходили друг другу. Если бусины бисерины будут слишком маленькие, то проявятся пробелы, ухудшающие внешний вид узора.
По способу плетения различают:
- Льняное плетение. Здесь пряжа идет попарно. Размеры ячеек определяются по номерам. Популярны варианты от 22 до 36.
- Страмин. Жесткий материал, на который нанесен рисунок. Хорош для начинающих мастеров, поскольку снижает вероятность допущения ошибки.
Канва «Аида»
Плотная ткань с крупными ячейками. Изготавливается из хлопкового полотна. Может иметь яркие вставки. Благодаря крупным отверстиям, удобна в работе. Получается аккуратный, ровный рисунок. На «Аиду» внешне похожа пластиковая канва. Она держит форму и не сыпется. Используется как база для изделий, вышитых на обе стороны.
Техника
Для создания больших картин нужно разобраться в особенностях работы. Начинайте с готовых схем. Затем можно разрабатывать рисунки самостоятельно. Но основа любой работы – это техника.
Линейная вышивка
Основной вариант для бисерных картин. Ее выполнение похоже на вышивку крестиком. Если вы владеете последней, то вам проще будет освоить азы линейной вышивки.
Выполняется она так:
- Вдеваем нить в иглу, закрепляем узел на изнанке.
- Надеваем бусину, затем делаем диагональный стежок. Достаем иголку с изнанки.
- Вертикальным стежком выводим иглу на лицо. Затем нанизываем бусину на иглу снова. Повторяем с первого пункта.
Круговая
Для ее выполнения нужен опыт, поскольку здесь сложнее контролировать равномерное расстояние между элементами. Начинается работа с центра, постепенно наращивая диаметр круга. Получается подобие спирали. Когда круг начинает упираться в край ткани, то свободную часть заполняют арочным швом. О нем будет сказано ниже.
Преимущество круговой вышивки в том, что здесь не нужно использовать канву. Работать можно на обычной ткани, но нужен навык и глазомер. Поэтому для начала выбирайте готовые наборы с нанесенным на ткань рисунком.
Швы
При создании одной картины потребуется один-два шва. Но лучше знать их все, чтобы разнообразить узоры. По структуре швы делятся на одно- и двусторонние.
Стебельчатый шов
Позволяет прочно закрепить бисер на ткани. В результате получается жесткая вышивка. Выполняется так:
- На изнанке закрепляем узелок. Выводим нить на лицо.
- Надеваем на иглу две бисерины. Выводим нить на изнанку.
- Теперь продеваем иглу между двух бусин на лицо, после чего пропускаем ее через вторую бисерину.
- Надеваем еще один элемент и вновь пропускаем нить на изнанку, а затем – снова выводим ее между двух бисерин. Далее повторяем эти пункты.
Арочный шов
По технике исполнения похож на стебельчатый. Отличие в том, что нить проводится не через все бисерины.
Как выполняется:
- Закрепляем нить с изнанки. Иглу выводим на лицо.
- Нанизываем три бисерины, затем выводим иголку на изнанку.
- Вновь выходим с лицевой стороны, между второй и третьей бусиной.
- Повторно проводим через иглу третью бисерину.
- Теперь нанизываем новые три элемента и повторяем первые пункты.
Монастырский
Этот шов аналогичен линейной технике. Разница в названии.
Вприкреп
Шов выполняется двумя нитями. На одну из них нанизываем весь бисер, который находится в ряду. Второй ниткой просто пришиваем его к ткани. Крепим через каждые пару бусин. Шов вприкреп применяется при работе с мелкими элементами. Если игла не проходит через бисер, то его надевают на нить без иголки. Можно крепить к ткани несколько параллельных рядов одновременно.
Вперед иголку
Простой и популярный шов. С него начинают знакомство с вышивкой. Игла выводится на лицо, на нее надевают бусину. После нужно вывести иголку на изнанку возле бисерины, вернуться на расстояние, равное бисеру, и вновь выйти на лицо. Там проходим через пришитую бусину и нанизываем новую. Прикрепляем ее аналогичным образом. Получается подобие восьмерки.
Обметочный
Используется для обработки края полотна. Другое его название – петельный. Обметочный шов известен в обычном шитье. Здесь же его отличие заключается в том, что в каждую верхнюю петлю вставляют бисер. После его закрепляют и надевают новый элемент.
Ошибки новичков
Бисероплетение – это целая наука. Многие новички допускают ошибки еще в начале своего пути, которые становятся причиной забрасывания этого хобби. Чтобы такого не произошло, обратите внимание на распространенные ошибки:
- Применение дешевых материалов. Экономия – не лучшее решение в данном случае. Съехавшие в бок ряды, стертые бисеринки, распустившиеся нити, деформированная канва – это не полный список проблем, возникающих при использовании дешевых материалов.
- Вышивка «елочкой». Нить надо направлять ровно. При нарушениях прокладывания, появляются деформации, ведущие к перекосу рисунка. Результат этого – некрасивый внешний вид готового полотна.
- Нарушение схемы. Выбрали схему – следуйте ей до конца. Любое нарушение приведет к проблемам. Не желательно менять цветовую гамму, по своей воле использовать бисер разного размера.
- Сильное стягивание. Чрезмерное натяжение вредит рисунку. Часто новички боятся провисания нити, а потому слишком сильно натягивают ее. В результате стягивается канва, съеживается. На остатке ткани вышивать невозможно. Приходится распускать готовый рисунок, выравнивать полотно. Это – двойная работа.
- Игла подобрана неверно. Выбирайте иголку в соответствии с дырочками канвы и отверстиям в бисеринах. Толстые иглы деформируют канву, искажая рисунок.
Что советуют мастера
Чем дольше человек занимается вышивкой, тем больше знает полезных секретов. Это помогает сделать процесс проще, а результат качественней. Опытные рукодельницы советуют:
- Задумайтесь о размере канвы, когда выбираете бисер. Диаметр каждой бусины должен быть чуть-чуть меньше, чем одна клеточка материала. Такое соответствие размеров поможет добиться равномерности картины.
- Обязательно сравните бусины разного цвета – они должны быть одинаковыми по форме и размеру, если инструкция не предполагает другого.
- Самый распространенный материал для вышивки – бисер номер 10. Если вы хотите использовать бусины помельче, знайте, что работа отнимет больше времени и сил.
- Чтобы канва хорошо держала форму, не провисала, ее следует постирать и выгладить перед тем, как начать вышивку. Некоторые мастера даже крахмалят канву.
- Если картина состоит из множества разных цветов, то купите контейнеры для хранения бусин. Организация рабочего стола облегчит работу.
Вышивка бисером – увлекательное занятие. Оно требует усидчивости, соблюдения техники и рисунка. Начинать лучше с простых, небольших картинок. Комбинируя техники и швы, создавайте оригинальные картины.