Виды швов при вышивке бисером

5 декабря 2014

Вышивание бисером – настоящее искусство, известное с глубокой древности. Оно приобрело популярность с середины 17 века. Сейчас вышивку бисером комбинируют с вышиванием крестиком, гладью и другими видами декоративных швов. В этой технике есть свои нюансы. 

Вышивка классифицируется на несколько групп: художественную, счетную, шитьё по бели. Давайте же узнаем их особенности.

Базовые советы новичкам

Прежде чем приступать к вышиванию бисером, необходимо оборудовать рабочее место. Желательно работать при дневном свете. Если же такой возможности нет, то установите установить лампу с левой стороны. Бисер нужно высыпать в удобную емкость. Количество коробочек зависит от числа цветов, которые будут использоваться при работе. Каждый цвет помещается в свою емкость.

Другие базовые советы:

  • В любой схеме один крестик/клетка соответствует одной бисерине.
  • В упаковке часто присутствует некачественный бисер. Его лучше ликвидировать до начала работы.
  • Независимо от техники, вышивку выполняют рядами. Начинать можно сверху, снизу или с центра.
  • Направление движения зависит от вышивальщицы. Правши работают справа налево, левши действуют наоборот.
  • В начале и в конце ряда или узора нить закрепляют узелком. Для лучшей фиксации бисера на ткани нить пропускают в обратном направлении через все бисеринки, и снова закрепляют. После этого все бусины выровняются.
  • Нельзя пришивать сначала бисерины одного цвета, а затем другого. Это портит работу.

Вышивать бисером и нитками можно. Такая работа выглядит интересно. Нитками вышивают фон и объекты вдалеке, а бусинками предметы на переднем плане. Если делать наоборот, нитки будут цепляться за бисер.

Бисер – основной расходный материал

В магазинах встречается бисер разных ценовых категорий. Новичку не стоит сразу покупать дорогой японский материал для своих работ. Лучшее решение – чешский бисер для вышивания. Материал достаточно прочный. В партиях практически отсутствует брак. Самый распространенный номер бисера – 10. Под него разрабатывается большинство схем по вышивке панно и картин.

Дешевый китайский бисер брать для работы и обучения нельзя. В одной партии присутствует много брака, сами элементы часто разных размеров. Работа, выполненная из такого материала, будет очень неаккуратной. Кроме стран-производителей, бисер также классифицируется по категориям:

  • Матовый. Бывает окрашенным изнутри или только снаружи.
  • Металлизированный. Бусины имеют металлический блеск. Поверхность такого материала гладкая.
  • Прозрачный. Производится из окрашенного стекла.
  • Серебрёный изнутри. Снаружи материал прозрачный, но сердцевина – сероватая, с характерным блеском.
  • Покрашенный изнутри. Похож на серебрёный, только сердцевина может быть любого цвета.

Качественный бисер не потеряет блеск из-за воды или ультрафиолета. Даже легкое механическое воздействие не испортит его поверхность.


Нитки для вышивания бисером: основные правила выбора

На долговечность картины или панно сильно влияет то, какими нитками они были вышиты. В магазине можно найти и цветные, и прозрачные материалы. Прочность нити важна, потому что бисер создаёт сильную нагрузку. В отличие от обычного шитья, декорирующие элементы постоянно оттягивают материал, которых их фиксирует к основе. По этой причине нити для вышивания должны быть устойчивы к естественному растяжению, старению и разрыву.

Нити из натуральных материалов для работы с бисером не подойдут. Они не отличаются высокой устойчивость к износу, хотя в отличие от синтетических, не вызывают аллергических реакций. Ещё один минус «натуралки» - склонность к гниению. При малейшем колебании влажности сразу начинается этот процесс, который нельзя остановить. По этой причине мастера советуют выбирать для бисера следующие типы нитей:

  • полиэстеровые;
  • полиэфирные;
  • спандексные;
  • лавсановые;
  • армированные;
  • нейлоновые.

Рассмотрим некоторые материалы отдельно.


Полиэстеровая нить

Она способна выдерживать сильное динамическое натяжение. Вышивка такими нитями получается жестко фиксированной. При этом сам материал отличается высоким показателем динамического растяжения. Плюсы этих нитей для новичков – небольшая цена.

Полиэфирная нить

Материал отличается стойкостью к солнечному свету, низкой сминаемостью. Естественный износ у полиэфиров минимален. Ещё одно преимущество таких нитей – антибактериальные свойства. Они не поддерживают гниение, на них не может завестись грибок. На ощупь такой материал гладкий и мягкий, но пытаться оторвать его руками во время вышивания не стоит. Этот материал хорошо держится на тканях повышенной плотности. Использовать полиэфирные нити можно при вышивании бисером картин и панно.


Армированные нитки

Этот материал – идеальное решение для вышивки на верхней одежде. Цвет армированных нитей сохранится на долгое время. Они не линяют, не растягиваются, подходят для любого бисера. Но армированные нитки часто вызывают аллергию, да и стоимость у них выше средней.

Лавсан

Если вы собираетесь вышивать на тканях, с минимальной усадкой, то следует выбрать этот материал. Он отличается высокой прочностью. Лавсановая нить также редко вызывает аллергию при контакте с кожей. Но нужно помнить, что она плохо переносит воздействие высоких температур.


Нейлон

Нити из этого материала отличаются высокой способностью к растяжению. И при вышивании бисером эта особенность сыграет мастеру на руку, т. к. картина, сделанная с использованием нейлона, будет лежать ровнее. Он позволяет скрыть мелкие недочёты в работах начинающих вышивальщиц.

Счетная вышивка

Счетная вышивка применяется для создания картин. Эту технику можно выполнять на любой ткани. Рукодельницы часто пользуются схемами для вышивания крестом. Начинают всегда с центральной части рисунка. В середине полотна проведите вертикальную линию. Вышивайте от нее влево и вправо. В верхней и нижней частях картины проводят горизонтальные линии. Они обозначают границу рисунка. Для облегчения работы можно провести 3-4 дополнительные вертикальные и горизонтальные линии. Эти разметки используют даже опытные мастерицы в своей работе, т. к. они ускоряют процесс вышивания.

Важно правильно выбрать материал для картины. Используйте бисер немного крупнее переплетенных нитей, иначе вышивка приобретет рыхлость. Нити для картины выбирают под цвет основы. Работать лучше нитью в два сложения. Это повысит прочность готовой вышивки. При прямой счетной вышивке бисер располагают горизонтальными или вертикальными рядами:

  • Пришейте одну бисерину. Выведите иглу на лицевую сторону, проведите уже в пришитую бусину.
  • Наденьте на иголку следующие по рисунку 2 бисеринки.
  • Проколите ткань, выведите иглу между 2 и 3 бусинкой на лицевую часть полотна.
  • Продолжайте работать по описанной схеме.

После того как ряд будет закончен, нить закрепляют на ткани, протягивая через весь ряд бусин. Затем можно начать работу со вторым рядом. Схематично это изображено на рисунке ниже.

Схема № 1. Особенности вышивания первого ряда.

Работу можно ускорить. Для этого в сегментах, где пришиваются сразу несколько одинаковых бусин, сразу нанизывают по 3 за раз. Ряды должны располагаться плотно и близко друг к другу. За грани рисунка вылезать нежелательно. Если это произошло, нужно аккуратно расширить изображение.

Допустимо выполнение счетной вышивке по канве. Эта техника считается одной из самых простых при создании картины, иконы или нашивки. Бусинки должны быть одного размера. Рассчитать количество бисера, необходимого для рисунка, несложно. На схеме одна клетка означает одну бусинку. На готовой канве с рисунком обычно указывают количество необходимого материала.

В начале работы всегда нужно сделать несколько маленьких стежков на одном месте, а затем закрепить нить. После этого можно приступить к вышиванию. Когда нитки останется 10-15 см, её нужно закрепить с помощью узелков с обратной стороны и аккуратно спрятать.

Вышивание горизонтальными рядами

Иголку с ниткой заводят в левый нижний угол выбранной клетки. Затем нужно закрепить нить, надеть бусину, и только после этого проколоть правый верхний угол той же клетки. Бисеринку обязательно нужно закрепить повторным таким же стежком. После этого можно переходить к левому углу следующей клетки. Остальные бусинки пришиваются по такой же технике. На практике получается шов полукрестом. Переход ко второму ряду осуществляется с помощью стежка на изнанке. В этот раз иголка выйдет из верхнего правого угла. Переход к третьему ряду осуществляется по этой же аналогии. Но иголка выйдет из нижнего левого угла. Получается чередования при переходе от одного ряда к другому.

Схема № 2. Переходы между рядами, размещенными горизонтально.

Помните, что все бусинки пришиваются под одним углом. Существует способ, позволяющий не менять направление вышивания. Но при этой технике увеличится расход ниток. Потребуется в конце ряда вывести иглу с ниткой к началу через все бусинки.

Переход к следующему ряду со смещением на 1-3 клетки осуществляется с помощью изнаночного стежка. Иглу нужно вытянуть в верхнем правом углу выбранной для перехода клетки. После этого следует нанизать бусинку на иглу, и проткнуть полотно в нижнем левом углу. Остальной бисер пришивается по этой же схеме.

Схема № 3. Перемещение между рядами с отступом.

Важно! Нельзя менять наклон бисера при переходе с ряда на ряд. Нужно строго следить за расположением элементов на ткани. При разном наклоне бусин работа будет выглядеть неаккуратной.

Иногда бывает, что рисунок требует смещения в одном ряду на несколько клеток. Тогда тоже нужно сделать соединительный наклонный стежок с изнанки. Его направление должно быть таким же, как и у остальных стежков. Бывают ситуации, когда соединительный стежок заканчивается на другом ряду. Тогда нужно вывести иглу с ниткой в противоположном направлении.


Вышивание вертикальными рядами

Процесс начинают с верхнего левого угла полотна. Первый ряд идёт строго сверху вниз. Иголка выводится в левом нижнем углу, а заводится в верхнем правом. Отличие от горизонтального шитья заключается в наличии дополнительного изнаночного стежка. Он позволяет выводить иглу в правый нижний угол. По этой схеме заканчивают весь первый ряд.

Схема № 4. Демонстрация вертикальных рядов с переходами и без.

Второй ряд вышивается снизу вверх. Иглу выводят в нижнем левом углу выбранной клетки на лицевую часть полотна. Бисер нанизывается сразу. Иглу с нитью нужно завести в верхний правый угол. Далее нужно выполнить изнаночный стежок по направлению к левому нижнему углу. Остальные бусинки пришиваются по такой же технике. Этот метод подходит, если нужно перенести начала ряда на несколько клеток.

Комбинацией горизонтальных и вертикальных рядов можно заполнить всё полотно. При использовании канвы или расчерченного материала они становятся незаменимы, т. к. помогают быстро закончить панно.


Художественная вышивка

Альтернативное название этой техники – свободная вышивка. С её помощью можно выполнять картину с плавными линиями. Бусины укладываются по форме объектов. Особых требований к бисеру в художественной вышивке нет. Он может быть круглым, крупным или мелким. В картинах часто комбинируют бусины со стеклярусом.

Бисер выбирают, исходя из толщины ткани, на которую его нужно будет пришивать. Для тонких тканей лучше приобрести маленькие и легкие бусины. Для плотного полотна подойдут средние и крупные элементы. В художественной вышивке применяют несколько типов швов. Все они призваны облегчить процесс создания панно, картин и различных узоров на ткани.


Крепление одиночного бисера

Самый простой способ – пришить элемент к ткани обычным стежком. Это будет просто, красиво и надежно. Бусину можно закрепить бисером маленького размера. Это приведет к созданию столбика. Часто под бусины подкладывают пайетки. Создание столбиков – это одна из техник объёмного вышивания. Находящиеся в контуре из цветного бисера, столбики притягивают к себе внимание.

Схема 5. Способы крепления единичного бисера.

Шов «вперед иголку»

Эта техника считается самой распространенной. Её используют не только в художественной вышивке, но и в обычной. С помощью шва «вперед иголку» также часто подшивают вещи. Иглу выводят с изнаночной стороны на лицевую, нанизав бисер, и прокалывают полотно как можно ближе к элементу. Затем опять выводят иглу на лицевую сторону, отступив небольшое расстояние от зафиксированной бусины, и снова аналогичным способом фиксируют элемент.

Смысл шва «вперед иголку» заключается в том, что бисер должен находиться как можно ближе друг к другу. При этом швейный инструмент всегда движется в одном направлении. С непривычки начинающий мастер может травмироваться, поэтому на первых порах не стоит торопиться. Вышивать нужно спокойно, не пытаясь делать всё как можно быстрее. После того как действия станут автоматическими, увеличивайте темп работы.

Схема № 6. Шов «вперед иголку» простой.

Существует строчная разновидность этого шва. Отличается она от оригинала двумя пунктами. Первый – произвольное расстояние между бусинками. Не нужно стремиться сделать стежки как можно ближе друг к другу. Новичкам это будет намного проще. Второе – прокол ткани в обратном направлении. Порядок действий при строчном шве:

  • Иглу выводят с изнанки на лицевую сторону.
  • На иглу нанизывают бисер, а затем прокалывают полотно в обратном направлении.
  • Выводят иглу на необходимом расстоянии от первой бусинки, и пришивают таким же способом все остальные.

Для придания шву жесткости по завершении ряда можно пройтись иглой с ниткой в обратную сторону через весь бисер.

Схема № 7. Строчной шов «вперед иголкой».

Стебельчатый шов

Эта техника отличается повышенной жесткостью, и в принципе это хорошо для рисунка. Но при малейшей ошибке переделывать такой шов будет сложно. На первом этапе выводят иглу с нитью на лицевую сторону, нанизывают 2 бусины, пришивают их к ткани. Далее начинается самое сложное. Иглу выводят между первой и второй бисериной, и проводят через вторую. Затем нанизывают 3 бусину, и пришивают к полотну, проведя иглу через 2 и 3. По такой методике нужно пришивать последующие элементы.

Главная сложность заключается в том, что нужно одновременно следить, чтобы все бисерины находились на одной линии и плотно прилегали друг к другу. Ниток не должно быть видно. Все элементы должны быть наклонены в одну сторону.

Схема №8. Стебельчатый шов

Двухсторонний шов «вперед иголку» - 2 варианта

Разница между обычной и двухсторонней версией этой техники минимальна. С изнанки нужно оставлять более длинную нитку, и надевать, как и на лицевой части, бисер. Поэтому шов и называется изнаночным.

Схема №9. Двухсторонний шов «вперед иголку» обычный.

Существует также стебельчато-строчная разновидности этой методики. Итоговый шов отличается повышенной жесткостью. Нужно закрепить одну бусинку с лицевой стороны полотна, а затем вывести иглу на изнанку. На неё тоже надо нанизать одну бисеринку. После этого иглу выводят на лицевую сторону возле первого стежка и протягивают нитку через первую пришитую бусинку, а затем пришивают ещё одну бисерину. На четвертом этапе пришивают вторую бусинку с обратной стороны. На пятом этапе иглу вытягивают на лицевую часть полотна между 1 и 2 бисеринами, и затем пропускают через вторую. Дальнейшие ряды оформляются по этой же инструкции.

Схема 10. Стебельчато-строчный двойной шов.

Арочный шов

Эта техника похожа со стебельчатым швом. Разница в том, что нужно сразу нанизывать 4 бусины, а не 1. Но пришивают всегда последнюю из четверки. Жесткость у этой техники намного ниже, чем у стебельчатой. Для придания жесткости возвратную петлю нужно делать не через один элемент, а через 2-3.

Схема № 11. Арочный шов.

Обметочный шов

Он знаком большинству ещё с уроков труда в школе. Техника практически не отличается от методики обметки по ткани. Просто перед каждой верхней петлей нужно нанизывать на иголку бусину. Опытные вышивальщицы говорят, что использовать бисер можно во всех существующих швах. Всё зависит от личных предпочтений. Кому-то удобнее шить, перемещая иголку вперед, а кто-то любит более замысловатые схемы.

Схема №12. Обметочный шов.

Независимо от выбранной техники, нужно следить за тем, чтобы элементы были на одном уровне. При художественном вышивании нежелательно, чтобы нитки проступали через бисер. Исключение составляют только картины, в которых также присутствует классическая вышивка мулине и пайетками. Но в этом случае нужно подбирать цвет ниток под тон используемых элементов. Длины нити должно хватить на ряд или полностью весь узор, т. е. она должна быть больше в 4-6 раз ширины вышивки.


Контурные линии как основной элемент художественной вышивки

В этой технике, независимо от выбранных для пришивания элементов швов, работу начинают с контурных линий. Они задают направление рисунка, помогают объектам на панно или картине приобрести чёткое очертание. Начинается всё с вышивания одной контурной линии. Она становится направляющей для рисунка.

Направляющая линия занимает 50-60% контура вышиваемого элемента. После этого нужно заполнять рисунок бисером. Для того чтобы не запутаться и облегчить себе задачу, можно сделать наметки контура карандашом на полотне, и по нему уже делать направляющую линию. Карандаш для этих целей приобретают портной. Он легче удаляется с ткани.

Бисерные ряды должны идти параллельно контурной линии, копировать её форму. Помните о форме предмета. Например, если это листок, то вышивают его полуовальными рядами. Бисер должен быть направлен к центру. Некоторые мастера предпочитают вышивать круглые и овальные объекты по спирали. Такой способ тоже допустим, если общая композиция из-за использования спирали не нарушается.

Схема №13. Примеры вышивки относительно направляющей линии.

Хорошая техника для больших картин – параллельные дуги. С её помощью легко передаются цветовые акценты. Для сложных рисунков, к примеру, листа клёна, потребуется несколько направляющих. Связано это с тем, что такие объекты имеют несколько элементов, «смотрящих» в разные стороны. Для создания сложных рисунков можно использовать бисер, крупные бусины, стеклярус, рубку, пайетки.


Шитье «вприкреп»

Эта техника подходит для создания больших работ: картин, панно, ковров. Бисер крепят на прочную нить. Для пришивания используют другую нить. Стежки идут через одну или две бусины. Такой шов бывает односторонним и двухсторонним. Двухсторонний вариант отличается тем, что при пришивании на иголку нанизывают бусины. Это нужно делать при каждом стежке.

Схема № 14. Двухсторонний шов.

Стеклярус, пайетки и другие элементы в художественной вышивке

Пайетки часто комбинируют с бисером. Одиночные элементы фиксируют бусинами. Если же пайеток много, то применяют декоративные стежки. Для их пришивания можно использовать контрастные нити, но важно не нарушить общую гармонию рисунка. Для пришивания пайеток в один ряд подойдет шов «вперед иголку». Отличие от пришивания бисера заключается в том, что стежки должны быть равными радиусу пайетки. Слишком сильное натяжение нитей вызовет деформацию элементов.

Последнюю пайетку можно закрепить бусинкой. В результате элементы будут немного наслаиваться друг на друга. Такой узор ещё называют рыбьей чешуёй. Но существует способ, позволяющий пришить пайетки рядом друг с другом. Для этого следует выполнять стежки назад. Сначала выводится иголка с лицевой стороны, и на неё нанизывается пайетка. После этого нужно сделать стежок назад, и вытянуть иголку через центр той же пайетки. Длина стежка должна быть равна радиусу пришиваемого элемента.

После того как иголка вытянута из центра пайетки, нужно нанизать на нитку следующий элемент, и выполнить стежок, равный пайеточному диаметру. С изнаночной стороны нужно сделать стежок такой же длины. Подобным способом следует завершить весь ряд. В зависимости от длины стежка, пайетки могут располагаться на заданном расстоянии или наслаиваться друг на друга. Для объемного шитья к каждой пайетке прикрепляется бисер.

Схема № 15. Виды крепления пайеток: на расстоянии, друг за другом, с бисером.

Использование стекляруса в вышивке

Эти элементы часто используются при создании художественных картин. Стеклярусом можно вышивать дома, листья, стволы деревьев, стебли и другие объекты. Техника вышивания практически не отличается от применяемой при работе с бисером. Его можно пришивать к полотну в шахматном порядке или расположить на картине ёлочкой. Всё зависит от общей композиции. Стеклярус часто используют для создания обрамления готового рисунка.


Шитье по бели

Это древнерусская техника вышивания. С помощью шитья по бели украшали венцы, кокошники, заколки, платья, жилеты. Суть техники заключается в выкладывании узора белым льняным шнуром, а затем по получившемуся контуру выкладывали жемчуг, нанизанный на прочную нить. Каждую жемчужину пришивали отдельно к белому шнуру. В итоге получалась очень красивая вышивка.

В шитье по бели главной является плотная ткань, на которую пришивается жемчуг. Некоторые мастера дополнительно покрывали лён шёлком, чтобы сделать узор более благородным. Процесс начинался с нанесения рисунка на ткань. По получившемуся орнаменту выкладывали белые шнуры, и аккуратно пришивали их. В основном одежду с таким шитьем носила знать.


Примеры простых работ

На начальном этапе не обязательно вышивать сложные картины и панно. Можно попробовать украсить вышивкой из бисера обычные бытовые вещи: рамки для фотографий, шкатулки, ёлочные игрушки, занавески и даже открытки. После того как вы наберётесь опыта, можно переходить к декорированию одежды и созданию панно.


Рамка для фотографий

Вышивкой можно украсить обычную магазинную или изготовленную собственными руками рамку. Предварительно изделие нужно обтянуть тканью, обшить тюлем или любым другим сетчатым материалом. Края ткани нужно закрепить скрытыми маленькими стежками. Важно подобрать нитки под цвет ткани. Общий порядок действий:

  • Обшить рамку тканью.
  • Нарисовать карандашом орнамент на ткани. Можно придумать рисунок самостоятельно или скопировать его из какого-нибудь журнала. Для первой работы не стоит выбирать узоры с множеством элементов. Лучше выбрать простой растительный орнамент с листочками и стебельками.
  • В намеченные места пришить бисер, пайетки, стеклярус, применяя один из видов швов.

Схема № 16. Пример рамки с растительным орнаментом.

Для оформления рамки можно использовать зеленый и белый бисер, красные пайетки. Нитки для вышивания могут быть одного цвета с фоном или же подобраны под цвет пришиваемых элементов.


Вышивка цветов на платке

Для работы потребуется бисер зеленого, желтого, белого цветов, прочная нить, ножницы. Платок нужно выбирать из плотной ткани. Это может быть хлопок или лён. С помощью карандаша или мелка нарисуйте на платке узор в виде цветов со стеблями. Сначала всегда нужно вышивать стебли. Для этого подойдет шов «назад иголкой». Для придания объема рисунку можно сложить нитку в 2 слоя.

Схема №17. Пример цветочного принта с ромашкой.

Сердцевина цветов выкладывается и пришивается «вприкреп». Для этого наберите желтые бусинки на нить. Закрепите нить в центре сердцевины, а затем аккуратно уложите по спирали. После этого также аккуратно начните закреплять её мелкими стежками. Не стоит торопиться, следите, чтобы бусинки лежали ровно, не перекручивались. Лепестки цвета нужно вышивать белым бисером по полукругу. Бусины можно крепить стебельчатым или арочным швом. Оставшиеся элементы вышиваются по аналогии.

Вышивание бисером – увлекательное, но сложное занятие. Оно требует концентрации и максимального внимания. Новичкам легче будет освоить счетную вышивку. Она относительно проста, но позволяет создавать красивые картины и панно. После того как вы наберете необходимый опыт, можно перейти к художественному вышиванию.