Наталья Мазаян - мой путь к бисеру

31 декабря 2015

Здравствуйте, дорогие друзья - любители рукоделия и бисероплетения. Меня зовут Наталья Мазаян. Я хочу рассказать вам о том, как начиналась моя любовь к бисеру и бисерной флористике. 

Как я училась, какой опыт приобрела в бисероплетении, и чему хочу научиться в будущем. Я из Санкт-Петербурга, закончила СПГУ Экономики и финансов, по специальности бухгалтер. Несколько лет после окончания ВУЗа работала по специальности, после рождения второй дочери пришлось оставить работу и посвятить себя дому и семье.

Мое увлечение бисером началось с найденной в интернете фотографии сакуры из бисера - она меня просто заворожила. Я не могла поверить, что такое чудо можно сотворить своими руками! А когда я нашла подробный мастер-класс по этому волшебному деревцу, то уже не могла не попробовать сделать что-то похожее. В тот момент в магазинах не было большого выбора товаров для рукоделия, и я плела свою сакуру на простой медной проволоке от трансформатора. Бисер был китайский. О том, что существует спиннер для нанизывания бисера, я тогда, конечно же, не знала. 

На первую сакуру у меня ушел целый месяц творчества. Потом я долго подбирала кашпо, способное подчеркнуть всю прелесть моего деревца. Фотографировать работу тоже оказалось непросто. Ведь фотоаппарат меняет цвет бисера, неправильный ракурс искажает пропорции, неудачный фон портит впечатление от работы. И вот я сама смогла оживить бисер - у меня получилось!

Сакура


Это было прекрасное время обучения! На одном из рукодельных форумов - специально для таких начинающих, как я - были созданы «тетрадки», в которых мы выкладывали свои изделия и ждали советов от опытных мастериц. И это действительно были советы и критика! Никаких «прекрасно и отлично», если работа некачественная. Строгие учителя замечали все: и кривую обмотку, и небрежно расправленные лепестки, некрасивый фон, кашпо, неподходящее по цвету, размеру или форме! Это была прекрасная практика и школа. 

Я бесконечно благодарна всем девочкам, которые не жалели своего времени и помогали нам делать первые шаги в бисероплетении. Перед тем, как продолжить плести новые работы, я тщательно и внимательно изучила все тетрадки на форуме. Конечно, опыта ещё не хватало, но как же приятно мне было, когда мою тетрадку предложили перевести в раздел «хвастушек».

Я продолжала учиться, и в моей «копилке» прибавлялись разные виды деревьев: бонсаи, елочки, рябинки, березки, каштаны... Даже первые заказы потихоньку стали появляться. Больше всего у меня заказывали сакуры и березки. Одна из заказчиц собирала коллекцию бонсаев в разных стилях и цветах. И даже один и тот же бонсай мне доводилось повторять несколько раз. Но я всегда подчеркиваю при принятии заказа, что это ручная работа и точная копия невозможна.

Березка


Бонсай Революция


Бонсай Игуана


Огромным стимулом в творчестве для меня стала победа в конкурсе «Работа по фотографии». Всего участвовало примерно 25-30 мастериц, и было предоставлено около десяти фотографий для вдохновения. Я выбрала фото с глицинией. Причин было несколько:

  1. Мне очень хотелось попробовать сплести глицинию. В этот момент их только начинали плести, а именно такого вида, как я собралась создать, в сети ещё не было.
  2. Для этой композиции требовался пруд, значит, надо было сделать имитацию воды – это тоже был новый для меня опыт.
  3. Мастер-класса по плетению лодочки я не нашла, и мне предстояло придумать, как же лучше воплотить её в бисере. 

Я долго изучала фотографию–вдохновитель, считала веточки, продумывала форму ствола. Очень хотелось сделать глицинию максимально реалистичной. Были привлечены даже друзья и родные. Старшая дочка нарисовала фон, чтобы максимально приблизиться к оригиналу. А наш хороший друг пришел с профессиональным фотоаппаратом и сделал качественное фото моей глицинии. 

Точной копии фигурок фей я не нашла, но это не сильно испортило впечатление от работы. Посмотрите, как похожа работа на фотографию! Но обратите внимание, как искажает цвет бисера съемка на простую «мыльницу». И вот, по результатам голосования моя работа заняла первое место!

Глициния В ожидании


Фотография - вдохновитель


Глициния В ожидании


Еще одним из интересных направлений в бисерной флористике стало для меня воплощение песен в работах. Для мужа на годовщину свадьбы я сплела композицию по песне «Что стоишь качаясь...?»

А когда на форуме проводился конкурс на новогоднюю тематику, именно песня подала мне идею. Я понимала, что это будут именно новогодние работы: елочка, заснеженный лес, камин, подарки. И тут сирень в снегу. Песня «Я тебе, конечно, верю...» оказалась прекрасным вдохновителем.

И поскольку идея песен, как источника вдохновения, меня не оставляла, на еще одну годовщину свадьбы я сотворила глобус, оклеенный мелким бисером - по песне «Земля мала, как остров». Мне нравятся нестандартные задачи, нравится находить им решение, нравится делать что-то новое!

Композиция "Что стоишь, качаясь…"


Композиция "Я тебе, конечно, верю…"


Композиция "Земля мала, как остров"


Учиться было легко и интересно, ведь оказалось, что бисер – это именно то, что мне нравится и, как мне кажется, у меня получается... При этом я почти не плела цветов. Да, они были, но совсем не того вида и качества, как мне бы хотелось. На «Конфеткином форуме» я познакомилась с замечательным творческим человеком - Еленой Башкатовой. Наверное, каждая рукодельница знакома с её цветами - в сети есть масса работ, выполненных по её мастер-классам и книгам! Я очень рада, что лично знаю Алёнушку, она чудесный человек и прекрасный учитель! 

Именно под её руководством я сплела первую в своей жизни орхидею. Несколько раз мне приходилось переплетать сложные лепестки. Выдерживать симметричный рисунок бисеринок. Раз за разом переделывать обмотку у стебельков. Да и сам подбор бисера для орхидеи оказался непростой задачей. Но я очень довольна своей первой орхидеей: наконец-то мне немного покорилась техника французского плетения. Теперь это одна из моих любимейших техник, но я знаю, что использую далеко не все возможности, которые она дает в бисерной флористике.

Орхидея сиреневая


Анемон


Постепенно у меня стали появляться работы с цветами из бисера - на юбилей своей свекрови я решилась на первую в своей жизни бисерную композицию; вдохновением стала фотография из интернета. Мне очень хотелось попробовать сплести фрезии, и поэтому фото-вдохновитель я искала именно с этим цветком. Нарциссы я плела, комбинируя различные схемы, ягодки высчитывала, глядя на фото. Но вот большие листья плести была не готова. И тут я вспомнила об интересной технике - папье-маше. В результате несложных манипуляций у меня получился прекрасный, реалистичный листик. Композиция была прекрасна! Родители были довольны, мне тоже очень понравился результат. 

Но как бы меня не хвалили мои близкие, мне не хватало признания бисерного сообщества. Таких же, как я, девочек-рукодельниц. В тот период ещё работал сайт «Бисер инфо», и каждая работа в течение дня оценивалась «звездами»: попасть на первое место на этом сайте означало признание и успех. Я очень рада и горжусь, что моя работа «Что же ты со мной делаешь, весна...?» побывала работой дня! Я ещё несколько раз повторяла этот букет на заказ, один из них - для Алисы Бруновны Фрейндлих.

Композиция "Что же ты со мной делаешь, весна…"


Фотография - вдохновитель


Композиция "Что же ты со мной делаешь, весна…" - фото 2


Скрин рейтинга с форума


Больше всего меня вдохновляют интересные заказы и непростые задачи. Когда клиент сам не до конца понимает, что именно он хочет, и как можно это воплотить - в этот момент моя фантазия работает полным ходом. 

Одним из таких заказов была серия композиций для солиста группы «Руки Вверх» Сергея Жукова. Первая композиция в чем-то оказалась самой простой, так как надо было сделать микрофон и украсить его цветами, а также поместить на работу символику «Руки Вверх». Сам микрофон я сделала из строительного пеноплэкса, аккуратно вырезая его, постоянно сверяясь с настоящим микрофоном. Затем нашла подходящую сеточку для верхней части микрофона; а дальше грунтовка, ошкуривание, покраска. Кто бы мог подумать, что в бисерном рукоделии могут пригодиться совсем не бисерные навыки?! Буквы я изготовила из толстой проволоки: сначала отбивала её на наковальне для того, чтобы сделать плоской, а затем обвила тонкой проволокой для бисероплетения.

Но когда мне пришлось придумать идею с символикой на следующий год, а потом ещё раз и ещё... с каждым разом задача становилась все сложнее. Сейчас в моей копилке есть четыре работы для Сергея Жукова, и я буду очень рада, если в комментариях к статье вы напишите, какие у вас могли бы появиться идеи. Я с удовольствием выслушаю и прочитаю ваши советы.

Композиция с микрофоном


Композиция с глобусом


Панно Руки вверх


Розы с символикой "Руки вверх"


Больше всего я люблю финальную сборку композиций из цветов. Когда все элементы сплетены и теперь главное - не испортить работу, не отрезать лишнее. Ведь после окончательного закрепления композиции уже будет сложно что-то исправить. Иногда я даже прерываюсь на какие-то домашние дела, чтобы потом подойти к работе и посмотреть на неё «свежим» взглядом. Ещё я очень люблю украшать разным декором свои бисерные миниатюры. В такие моменты мне кажется, что я - творец, что я оживляю пустое пространство, придаю изюминку, просто положив упавшую ветку или небольшую россыпь бисера.

Мне хотелось бы дать несколько советов начинающим мастерам, чтобы вы учли мои ошибки и мой опыт:

  1. При сборке своих цветов я использую нитки «Ирис», а флористическую ленту применяю крайне редко (и чаще всего в той части цветка, где она будет не видна). Нитки «Ирис» имеют большую палитру цветов, и их очень просто подобрать к нужному цвету бисера. Раньше я работала с нитками «Мулине», но у них есть несколько существенных, на мой взгляд, недостатков: сложно рассчитать, какую длину отрезать, может не хватить для обмотки; нитки немного путаются при разделении на волокна.
  2. Абсолютно все стебельки растений я покрываю акриловым лаком\клеем. Таким покрытием достигается сразу несколько разных целей: стебельки можно отрезать в любом месте, и их обмотка не размотается, что очень важно при сборке; также стебельки не «мохрятся», выглядят эстетичнее и не собирают на себя много пыли.
  3. Я покрываю лаком основания всех крупных цветков. Делаю это прямо по бисеру. Таким образом собранный цветок фиксируется, лучше держит форму, не разваливается со временем. Однако хочу обратить внимание, что некоторые виды бисера в сочетании с проволокой и лаком могут полинять. Поэтому обязательно перед прокрашиванием цветка необходимо проверить на пробном лепестке, не линяет ли бисер! Также в работе лучше использовать более густые лаки, а в идеале акриловый клей. Такой клей не попадает внутрь бисера, что дополнительно защищает его от изменения цвета.
  4. Хочу обратить внимание на выбор кашпо для посадки. Это не менее важная деталь, чем плетение и сборка композиции. Обычный пластиковый горшок очень простит работу, и часто, когда он неправильно подобран по цвету, размеру и форме, это портит все впечатление от работы. Лучше потратить немного времени и найти подходящий, чем посадить побыстрее, но испортить этим весь вид. И, конечно, не везде есть возможность купить нужную тару для посадки. Но есть масса способов превратить неподходящую тару в почти идеальную! Если будет интересно, я могу подробнее остановиться на этой теме в другой статье.
  5. И, конечно, совет по фотографии. Сколько я видела прекрасных и замечательных работ, снятых на таком фоне, где теряется вся красота. Не у всех есть возможность использовать профессиональную технику и свет (я бы сказала, что таких мастериц - единицы). Но просто взять белый лист ватмана и дождаться светлого времени суток не так уж сложно. Подождите немного, выберите фон, свет, делайте фотографию работы прямо, располагая композицию на уровне глаз и объектива. Поверьте, работа заиграет новыми красками!


Композиция "Белые ночи"


Композиция "Дыхание сентября"


Композиция "Птица Счастья"


В заключительной части своей статьи мне бы очень хотелось сказать слова благодарности своим близким! Они мои самые главные критики и консультанты. У нас просто замечательная творческая команда! Муж - по образованию инженер - всегда дает мне прекрасные советы, как сделать что-то технически сложное. А если у меня не получается, всегда поможет не только словом, но и делом. Старшая дочь, Елена, окончила художественную школу. У неё прекрасный вкус и понимание именно художественной составляющей композиций. Она отлично видит сочетание цвета и пропорций. Младшая дочь, Екатерина, смотрит на мои работы совсем под другим ракурсом и советует, опираясь на свою фантазию и не следуя правилам и нормам. Благодаря этому она дает мне прекрасные советы по составлению композиций и миниатюр, какие мне даже не пришли бы в голову! Я очень рада, что близкие поддерживают меня. Без них у меня не было бы времени и желания заниматься творчеством. Ведь поддержка семьи - это одна из самых важных составляющих!

Спасибо за внимание. Оставляйте свои комментарии под статьей - я с удовольствием напишу следующую статью, если вам будет интересна какая-то тема из удивительного мира бисерной флористики.
Наталья Мазаян.