Что такое бисер? Бисерные стандарты, рекомендации мастеров

13 декабря 2014

Бисероплетение – способ делать ювелирные украшения и декорировать одежду. Мастера создают предметы для интерьеров, сувениры и т.д. Бисер хорош для вышивки, изготовления самостоятельных украшений. Они смотрятся оригинально и современно. Но сама технология производства мелких бисерин насчитывает ни одно столетие. Она возникла еще в Средние Века. Сейчас методы обработки элементов изменились, но их внешний вид остался практически неизменным. 

В старину мелкие жемчужины называли бисером. Со временем это слово стало термином. Популярности таких бусин способствовала их красота и неограниченные декоративные возможности. Изначально их нашивали на ткань, создавая причудливые узоры. И бисерины так играли на свету, что выглядели ничуть не хуже настоящих жемчужин.


Из материалов этой статьи вы почерпнете знания о бисере, его разнообразии, производителях и стандартах производства. Ниже вы найдете советы от опытных мастериц, сможете понять все о типах бусин для плетения и вышивки.


Понятие «бисер»


Начнем по порядку. Бисером называют небольшие бусинки, в центре которых сквозное отверстие. Стандартно они имеют вид шариков, но бывают цилиндрические, граненые и т. д. Элементы разнятся по размерам и цвету, позволяя создавать оригинальные композиции. Палитра цвета широка и вариативна. Оттенки бусин из разных партий могут быть темнее или светлее. Поэтому лучше закупать элементы в достаточном объеме.

В плане материала различают такой бисер:

  • пластиковый – доступный, но часто отличается низким качеством;
  • стеклянный – красивый и распространенный;
  • деревянный – «теплый» материал для изготовления бус и оригинальных украшений;
  • металлический – делается из разных металлов, в том числе драгоценных;
  • из самоцветов – красочный, дорогой вариант.


Большинство мастеров используют в работе стеклянный бисер. Он доступен в разнообразии объемов, форм, расцветок. Для покрытия элементов применяют различные составы. Его изготавливают в Китае, Чехии и Японии. Также он производится в ряде других стран.


Появление технологии


Бисер стали делать после изобретения технологии выдувания стекла. Первые бусины появились до нашей эры. Тогда их делали непрозрачными и неровными, но азы были заложены. Мелкие бисерины получались так:

  1. Стекломасса разогревалась, становилась вязкой и навивалась на тонкий стержень, изготовленный из металла.
  2. Мастер ждал, пока состав остынет.
  3. Металлическая основа удалялась.
  4. Стеклянная трубочка резалась на равные отрезки.
  5. Полученные колечки нагревали, чтобы их поверхность стала гладкой.


В сравнении с современным, древний бисер был крупным. На его грани даже наносили узоры. Но это было начало – технологии были несовершенны. Со временем люди научились делать бусины еще мельче. Для этого стекло разогревали сильнее, а затем расплющивали в тонкую полоску. Она также обвивалась вокруг металлической трубки. Разрезанные колечки зашлифовывали и использовали для бус и украшений одежды. Тот бисер был уже более похож на современный.

Уже после Рождества Христова стеклодувы усовершенствовали технологии. Они стали выдувать тонкие трубочки, позволявшие делать ювелирный бисер. нарезка и шлифовка элементов производилась на станке. Современные методы производства бисерин мало чем отличаются от тех, которые существовали несколько веков назад.


Название «бисер» заимствовано из арабского языка. «Бусра» или «бусер» - так называли фальшивый жемчуг и мелкие стеклянные бусины. После завоевания Египта, римляне освоили методики производства стекла, разнеся их по всей территории Римской империи. Так ремесло дошло до Византии. Когда же ее завоевали турки, много стекольщиков переехали в Венецию. Этот город стал основным поставщиком бисера. Затем производство перенесли на остров Мурано. Сделали это по двум причинам: во избежание пожаров и чтобы сохранить тайну муранского стекла. Чтобы технология оставалась в секрете, стекольщикам запрещалось покидать пределы острова. Иначе – смертная казнь.

Венеция производила бусины не только для Европы, но и для мирового рынка. Материал использовали для вышивки – украшали шкатулки, сумки, одежду, чехлы, оплетку для посуды. В XVIII веке у Венеции появился конкурент – Богемия. Сейчас это территория Северной Чехии. Здесь у мастеров была особая технология производства стекла.


Ввиду сложности в производстве, цена на бисер была высокой, считаясь признаком зажиточности. С XIX века стали модными комбинации круглых бусин со стеклярусом.


Чешский бисер – первый конкурент

Стеклоделы из Богемии не только освоили технологию производства стеклянных бусин, но смогли довести ее до совершенства. Уже в конце XVII века круглые бисерины и стеклярус, сделанные чешскими мастерами, превзошли по качеству, цене муранскую бижутерию. Это позволило богемским стеклоделам закрепиться на европейском рынке.

В Чехии появилась пара новых моделей. В частности, здесь первыми сделали граненый бисер. Кроме того, бусинки окрашивались цветными эмалями, что повысило их декоративность. Богемцы предлагали покупателям разные цвета, что оценили европейские аристократы. Цветные элементы стали модными. Сначала в Европе, затем – во всем мире.


Чешский бисер производился массово. Большие объемы привели к снижению стоимости богемского бисера. Спрос повышался, мастера инвестировали вырученные средства в развитие отрасли. Производства переоснащались технически, техпроцессы совершенствовались. Появлялись новые виды бусин.

XIX век не прошел без изменений. Чехи изобрели новые машины, процесс был механизирован, а человеческий фактор исключен по максимуму. Профессионализм и постоянное развитие позволили чешским стеклоделам закрепиться на мировом рынке. Этот бисер популярен и сегодня.

В России


Стеклянные бусы были популярны в России еще в сарматскую эпоху. Но такие украшения не прижились. Их вытеснил натуральный жемчуг, металлические изделия. Лишь в XVII веке, находясь на пике популярности в Европе, бисерины захватили российский рынок. Около 1700 года страну впервые посетили венецианские стекольщики. Здесь они основали контору, которая проработала 30 лет. После этого предпринималось еще пара попыток открыть производство в России, но результат был негативным. Лишь в середине XVIII века появилась серьезная отечественная фабрика, делающая бусины, стеклярус. Но бисер продолжали завозить из Европы.

В России стала популярной вышивка бусинами. Ее практиковали женщины всех сословий. Крепостные вышивали картины, одежду, оклады икон. Из крупных бисерин делали даже четки.


Бисероплетение сохраняло актуальность и в XX веке. Вплоть до Второй мировой войны. Лишь в конце столетия произошло возрождение этого хобби в России. Из бусин делают небольшие браслеты, которые дарят в виде сувениров. Также популярны броши-цветы, фигурки, ювелирные украшения. В комбинации со стеклярусом и пайетками, традиционным бисером вышивается одежда. В частности, свитера, кофты.


Производители бисера с мировым именем

Самые крупные мощности по изготовлению бисера находятся в трех государствах: Япония, Чехия, Китай. Есть еще несколько стран, где делают бусины, но их объемы и доля на рынке меньше.

Япония


Японский бисер – самый дорогой материал сейчас. Элементы из этой страны соответствуют стандартам, а также вы найдете в продаже коллекции с достаточно редким внешним видом. Рукодельницы могут смело брать бусины из Японии для работы с одеждой или предметами домашнего быта. Их цвет устойчив к солнечному свету и воде, они не трескаются от механического воздействия (трения, слабых ударов). Но самое главное – почти что все бусины одной партии будут одинаковы по размеру.

Если говорить о креативности формы, то из Японии вам могут приехать треугольные, кинжальные или веретеновидные бисерины. И при всей сложности производства, можно быть уверенными, что и внешне, и по размеру отверстий – это будет продукт высшего качества.

Чехия


Бисер из Чехии дешевле японского, но редко уступает ему в соответствии стандартам. На рынке представлен прекрасный ассортимент по цвету, покрытию и форме. Рукодельницы отмечают, что в основном бусины из Чехии хорошо калиброваны, то есть в одной партии практически все элементы соответствуют друг другу по объему. Этот параметр важен в бисерной вышивке, чтобы получить ровное полотно без перепадов уровня высоты. По цене материал из Чехии занимает среднюю позицию и ощутимо дешевле японского.


Китай и другие производители


Китай занимает третью позицию среди производителей бусин. Наряду с ним аналогичное по качеству производство развернуто в Турции и Тайване. Материалы из этих стран самые доступные по средствам, но и самые ненадежные по качеству. Обычно здесь страдает калибровка бусин, а сами элементы хрупкие. В продаже будет сложно найти модели с маленьким диаметром.

Среди опытных мастериц считается, что если рукодельница уважает свой труд и хочет получить на выходе красивое изделие, то в работе она будет использовать японский или чешский бисер.

Тем, кто только начинает свой путь в бисероплетении, рекомендуют брать бусины из Чехии – это самый приятный вариант по соотношению цены и качества. Также советуют отбросить мысль о том, что поучиться можно на дешевом бисере, а потом перейти на приемлемый уровень. Китайский или тайваньский материал может отбить все желание заниматься этим видом рукоделия.


Бисерные стандарты


Единой стандартизации бусин нет. У каждого производителя есть свои виды бисерин. Есть более ста типов бисера, и это не предел. Единственное, в чем сохраняется единая стандартизация – это размер. Что касается формы, цвета, прозрачности – здесь каждый производитель устанавливает свои параметры.

Например, чешские мастера делят бусин на такие группы:

  • crystal – прозрачный, бесцветный, окрашено лишь отверстие для нити. Покрытие блестящее. Годится для вышивки панно, картин, плетения. Из него делают интерьерные поделки, игрушки, сувениры;
  • opaque – ярко окрашенное непрозрачное стекло, блестящие и матовые покрытия, радужные переливы;
  • matt – неблестящий, матовый бисер. Непрозрачные элементы, имеют мягкую шершавость, которая получается в процессе матирования. Трудоемкость производства объясняет высокую цену. Выпускается полупрозрачный матовый радужный, полуматовый с серебристой линией, матированный металлик. В народе называется «тертым» бисером.

  • transparent – элементы из прозрачного цветного стекла (с покрытием и без него), может окрашиваться канал для нити. Распространены двухцветные элементы, демонстрирующие разные оттенки при смене освещения. Бусины называют хамелеонами. Подходят для плетения сувениров, бижутерии, интерьерных украшений;
  • iris – непрозрачные бисерины темного цвета, имеющие радужное, переливающееся покрытие. Внешне напоминает бензиновые разводы. Преобладают синие, фиолетовые, табачные оттенки. В быту называется «бензиновым»;
  • metallic – стеклянный разноцветный бисер, покрытие имитирует металлический блеск (прозрачность разная). Применяется гальваническое покрытие металлической краской. Цветовая гамма – спокойная. Часто называется гальванизированным;

  • alabaster – непрозрачные бусины, окрашенные в яркий цвет, имеют фарфоровый блеск;
  • sol-gel – элементы с различными показателями прозрачности, используется для вышивки картин (создание фона). Сортовая группа с прекрасным ассортиментом цветов. Есть следующие подвиды: керамика, восковой, прозрачный, сатиновая рубка.
  • dyed chalk – недорогой непрозрачный бисер, называемый «окрашенным мелом». Покрытие быстро истирается, потому для длительной эксплуатации элементы не предназначены. Берется для вышивки картин, которые не будут контактировать с влагой, солнечным светом. Для одежды не подходит;

  • ceylon – прозрачные бусины с блестящим внешним слоем, жемчужным переливом (отверстие окрашено);
  • striper – элементы с полупрозрачной поверхностью, покрытой цветными полосами;
  • gold line – еще один «полосатый» бисер, но линии здесь золотистого цвета;

  • shell – перламутровые прозрачные бусины, выполнены в теплой цветовой гамме. Оттенки – молочно-медовые, напоминающие натуральный жемчуг. Отличаются мягким блеском.


Цвета


Разнообразие цветов не ограничивает фантазию мастеров. Бусины производятся как в основных оттенках, так и в редких, даже экспериментальных. Уникальные коллекции встречаются у каждого производителя. Часто это смешение нескольких цветов, радужные или полупрозрачные покрытия. Элементы имитируют металлы и различные материалы. Есть граненые поверхности или изготовленные из цветного стекла. Это долговечные элементы, не боящиеся истирания.

Кроме цветов, нужно учитывать и тип покрытия элементов. Оно бывает следующим:

  • Полосатый. Бывает прозрачным и матовым. Полоски вплавлены в структуру бусин, а потому не истираются со временем.
  • Тертый. Отличается шершавой поверхностью. Такой эффект достигается механической обработкой или химическим травлением. Бусины влагостойки, не боятся механического воздействия, солнечного света.
  • Волокнистый. Другое название – шелковый. Элементы будет склеены из нескольких стеклянных волокон. Часто такое покрытие присутствует на стеклярусах и рубленых бисеринках.

  • Мраморный или меланжевый. На нем есть разводы и полосы. Они имеют разные оттенки, рисунки хаотичны.       Внешне такие бусины будто бы изготовлены в народном стиле, с произвольным вкраплением цветов.
  • Радужное покрытие. Элементы переливаются на солнце, отличаясь вкраплением нескольких оттенков. Популярен матовый и полупрозрачный радужный бисер. Он стоек к воздействию солнца, трению, не боится воды.
  • Блестящий. Имеет яркую, лакированную поверхность. Покрытие используется для прозрачных и полупрозрачных элементов, матовых. Если на прозрачную элемент нанесено блестящее перламутровое покрытие, то получаем «цейлонский» бисер.

  • Металлик. Здесь возможно несколько вариантов: бензин, асфальт, графит, антрацит. Первый предполагает разводы на поверхности, его называют «ирис». Остальные имитируют влажный асфальт, уголь. Элементы крепкие, с нестираемым внешним слоем.
  • Цветной металлик. Яркие цвета, фирменный металлический блеск. Внешне изделия похожи на цветную фольгу. Покрытие не долговечное, легко истирается, боится воды. Поэтому используются такие элементы редко.


Степень прозрачности


Это основной критерий, по которому мастера выбирают бисер. Условно все элементы делятся на две категории:

  • прозрачные;
  • непрозрачные.

Но производители внедряют промежуточные характеристики. Например, бусины могут быть нескольких степеней прозрачности, поэтому элементы из разных партий отличаются. Такие бисерины бывают затемненными, матовыми. Они делаются из материалов с различными степенями прозрачности. Преимущества – стойкость цвета, не выгорание на солнце.


У прозрачных бисерин есть несколько подвидов:

  • сверкающая поверхность;
  • обычное окрашенное стекло;
  • матовое напыление;
  • цветное отверстие;
  • поверхность с радужными переливами;
  • легкое просвечивающееся напыление.


Непрозрачный бисер дешев, отличается богатством цветов. Не боится солнечного света, бытовой химии. Его применяют для вышивки одежды, производства украшений.

Различают такие подвиды:

  • матовый;
  • блестящий.

Существуют различная степень матовости. Поверхность элементов бываем гладкая или слегка шероховатая.


Размер


Если речь заходит о бисерных стандартах, то это понятие учитывается в первую очередь. На размер мастера ориентируются при выборе игл и прочих принадлежностей для работы. Ведь диаметр отверстия зависит от габаритов бусины. Соответственно, чем меньше элемент – тем тоньше нужна иголка.

Заметим, что показатель размерности у каждого производителя свой. В целом элементы похожи, но могут незначительно отличаться. В случае с китайскими элементами, такое наблюдается даже у бусин одной партии – они не совпадают по форме, имея отклонения по диаметру. Поэтому лучше брать качественные бисерины. Тогда рисунок будет ровным, без высотных перепадов.

Наиболее стандартизированным считается японский бисер. Автоматизация производства и новые технологии обеспечили соответствие размерам. Бусины получаются гладкими, аккуратными. Их берут для вышивки, создания картин, ювелирных украшений и поделок. Стабильность размеров позволяет делать красивые композиции.

Хорош японский бисер и для новичков – ряды не «поплывут» из-за неровности элементов, как в случае с китайским. Но даже в этом случае нужно покупать бусины одной партии. Это делается потому что форма и цвет бисерин могут слегка отличаться. Подобное заметно при сравнении. На готовом изделии это также будет видно.

Круглый бисер подлежит жесткой стандартизации по размерам. Популярны параметры от 4/0 до 12/0. Мелкие бусины 15/0 подходят для выполнения сложных, ювелирных работ. Им вышивают картины и иконы, берут для создания ювелирных украшений. Самыми мелкими считаются элементы 22/0. Они встречаются редко. Для работы с такими бусинами нужны тонкие нити и навыки. Начинающий мастер с подобными элементами не справится.


Классификация размеров бисера введена чешскими мастерами. Поэтому их материалы соответствуют стандартной размерности. Впоследствии этот стандарт переняли и другие производители.

Цифровые обозначения были взяты не случайно. Номер означает количество бисерин, вмещающихся в одном дюйме. Например, в бисере 15/0 их будет 15. Дюйм – это единица длины, равняющаяся 2,54 см. Соответственно, бисерин среднего размера поместится в этом отрезке всего 4-6 штук. Мелких же – 10-15.

Для вышивки и украшений часто берут элементы 10/0 и 12/0. Они мелкие, но работать с ними комфортно.


Бусинки одинакового объема у чешских и японских производителей могут отличаться. Например, берем два элемента, размером 12/0. Японский вариант будет крупнее. Это почти незаметно невооруженным глазом, ведь различие составляет сотые доли миллиметра. Но при вышивке такая комбинация может испортить итоговый внешний вид работы – поверхность будет неоднородной. Однако небольшую размерную разницу можно использовать для создания рельефных композиций.

Это касается и калибровки бусин. Неоткалиброванный бисер имеет неровную поверхность. Соответственно, его диаметр неоднороден. Подобным грешат китайские бусины. Они попросту не лягут в ряд ровно. Чтобы нормально работать с такими элементами, мастера самостоятельно калибруют их. Но это долго, потому лучше сразу взять качественный бисер.


Форма

Традиционными считаются круглые элементы. Их называют «рокайль». Такие бусинки берутся для бисероплетения и вышивки, из них создаются любые узоры, орнаменты, украшения. С круглых элементов лучше начинать знакомство с ремеслом. Для этого советуют покупать японский бисер. Он отличается качеством, красотой, удобством в работе. Его отличает одинаковость размера и однородность структуры. Бусины «рокайль» подходят для любых техник.

Вторая форма – цилиндрическая. Это ровные, вытянутые элементы, которые применяют в кирпичной технике, создании панно. Цилиндрики отличаются тонкими стенками и широким отверстием. Для работы с ними подходит даже обычная тонкая игла. Благодаря тонким стенкам, изделие получается легким, невесомым.


Из цилиндрических элементов делают жгуты и ювелирные украшения. Популярен рубленый бисер – короткий, длиной не более 2 мм.

Еще одна разновидность – стеклярус. Производится в виде трубочек, длиной от 3 до 30 мм. Эти элементы редко берут для бисероплетения. А вот для вышивки они приобретаются чаще. Стеклярус можно встретить на свитерах, в составе больших брошей.


Различают такие подвиды:

  • круглый, ровный;
  • граненый;
  • имеющий витые грани, закрученные наподобие спирали.


Кроме основных форм существует ряд оригинальных вариантов. Это кубические, треугольные, каплевидные, кинжаловидные бисерины, элементы в виде цветков, листочков и т. д.


Материалы


Традиционно бисерины производятся из стекла. Однако этот вариант не единственный. В зависимости от материала, применяются те или иные технологии производства. Несмотря на внешнюю простоту, бисер достаточно сложен в изготовлении. Нужно настроить оборудование таким образом, чтобы соблюсти единство размеров и формы. Поэтому качественные японские и чешские бусины дороже китайских. Стандарты производства последних низкие.

Бисерины делают из таких материалов:

  • стеклянные – классика, которая ценится и сегодня;
  • керамические – имеют фирменный перламутровый перелив, подходят для ювелирных украшений и поделок;

  • дерево – натуральные крупные бусины, окрашиваются в разные цвета, покрываются глазурью;
  • металл – солидные, увесистые элементы, изготавливаются из стали, серебра, бронзы, золота;

  • камни – как обычные, так и драгоценные, полудрагоценные (красивы, легки, бывают гладкими и гранеными);
  • пластик – дешевые, но долговечные бусины, выпускаются в разных цветах и формах (часто китайского производства).


Несмотря на развитие технологий, классические методики производства из стеклянных трубочек используются и сейчас. Такой бисер красив и широко применяется в бисероплетении, вышивке. Дороже всего делать бусины из камней. Получаются тяжелые элементы.


Бисер для разных техник плетения: как выбрать

Каждый из вариантов работы с бусинами имеет отличия и особенности, из-за чего для той или иной техники нужен разный материал. Рассмотрим, как правильно его выбрать.

Вышивка


Если вы собираетесь вышивать картину, то при покупке материалов учитывайте такие тонкости:

  • размер каждого элемента должен быть одинаков, чтобы не было перепадов по высоте;
  • отверстия должны иметь один и тот же диаметр;
  • для картины следует закупить бусины из одной партии, чтобы не было разницы по цвету.

Плетение


Знаний о форме, покрытии или размере будет недостаточно, чтобы понять какие элементы будут лучше всего смотреть в технике бисероплетения. Опытные мастерицы советуют:

  • проверять гладкость и ровность края бусины (любые неровности и острые выступы могут порвать леску);
  • выбирать элементы с оптимальным диаметром отверстий, чтобы они не болтались на проволоке или леске;
  • не покупать бисер с витрины, особенно если это уличные лотки.

Общие рекомендации по работе

Начинающие рукодельницы могут не знать ключевых правил комфортной работы с бисером:

  • инструменты и материалы для работы готовьте заранее, чтобы потом не искать нужное в процессе;
  • рабочая поверхность должна быть ровной, освещенной, застеленной белой тканью – так лучше видно бусины;
  • для хранения выбирайте емкости с низкими бортами;
  • бисер всегда лучше набирать иглой.

Создавая одну композицию или украшение, лучше сразу закупить достаточно материала одной партии. Учиться следует сразу на чешском бисере. Также подходит японский. От китайских низкокачественных материалов желательно отказаться. Он могут отбить у новичка желание заниматься бисероплетением. Из китайского бисера отлично получаются деревья.

Покупая элементы для вышивки одежды, лучше убедиться в стабильности окраски. Для этого спросите у продавца, не боятся ли бусины контакта с водой, насколько сильно они истираются и т. д. Некачественный бисер не только быстро испортится, но и способен линять при стирке, испортив вещь окончательно. Сильно страдают белые ткани, на которых видны любые пятна.

Чтобы проверить стабильность цвета, опустите несколько бисерин в воду. Добавьте стиральный порошок и наблюдайте. Если через 15 минут нахождения в растворе, элементы сохранят окраску – они подходят для вышивки. Если же краска слезет или станет блеклой, то лучше искать другой вариант. Например, элементы, покрашенные изнутри. Они не боятся влаги, солнца и средств бытовой химии.

Используя и применяя в работе эти советы и рекомендации, со временем, вы научитесь создавать свои неподражаемые бисерные изделия: украшения, вышивку, предметы интерьера.