Особенности вышивки бисером по принту

11 декабря 2014

Вышивка по ткани имеет многовековую историю. В нее входят множество техник, отточенных мастерицами из различных стран. Классическая вышивка предполагала использование нитей разных цветов. На Руси таким образом декорировали предметы домашнего быта, одежду, аксессуары и украшения. 

Но со временем люди научились производить мелкие стеклянные бусины, назвав их бисером. Этот материал оказался универсальным и годился как для плетения, так и для вышивки. Сегодня бисером вышивают во всех странах мира. Этот материал позволяет сделать удивительные изделия – картины, дизайнерскую одежду, иконы. Его можно комбинировать с цветными нитями, камнями, крупными бусинами, металлическими элементами. Применяя в работе мелкие бисерины, мастер получает настоящий простор для фантазии. Стандартная техника вышивки бисером похожа на работу с нитями. Но результат получается в разы эффектнее, ведь элементы блестят, переливаются на свету.


История возникновения бисерной вышивки

Несмотря на то, что разноцветные стеклянные бусины стали популярны в Европе в Средние Века, бисероплетение зародилось значительно ранее. Применять такие элементы в рукоделии начали с момента появления первых бисерин. Произошло это, по мнению многих историков, несколько тысячелетий назад. Тогда, в Финикии, древние стеклодувы научились делать тонкие трубочки из стекла. Затем они разрезались на небольшие фрагменты, так появился бисер. Вскоре мастера начали производить первые украшения из бусин.

В Европе активное производство бисера началось в средние века. Здесь фабрики были сосредоточены в Венеции. Затем мастера-стеклодувы переместились в Богемию, ставшую центром европейской бисерной промышленности. Кстати, Чехия и сегодня славится своим производством бусин. Чешский бисер символизирует качество. Элементы получаются ровными, позволяя создавать украшения, вышивать одежду и картины.

Особенность чешских материалов – правильная геометрия, ровность форм и одинаковость размеров. Поэтому элементы подходят для плетения, вышивки. Бусины ровно ложатся в ряд, не съезжают. Многие рукодельницы рекомендуют начинать именно с чешских бисерин, так как они дешевле японских, но обладают хорошими характеристиками.


Богемское производство расширялось, мастера передавали знания друг другу. В итоге вместе с модными стеклянными бусинами по Европе начала быстро распространяться техника вышивания. Изначально производство таких материалов было дорогим, так как речь шла о ручном труде. Мастера-стеклодувы без каких-либо специальных приспособлений придавали форму конечным элементам.

Ввиду высокой цены бисерин, изделия из них себе могла позволить только знать. Тогда цена таких украшений приравнивалась к ювелирным. В восемнадцатом веке бисером начали активно расшивать одежду. Тогда же появились первые вышитые иконы. Поскольку бисерины сильно переливались на свету, то ими расшивалась одежда святого. Лицо и руки выполнялись традиционной вышивкой нитями. Такие комбинации применяются и сегодня.


В Америке первые упоминания о вышивке бисером датируются еще 1492 годом. О таких украшениях рассказывал Христофор Колумб. Он записал в судовой журнал заметку о том, что в Сан-Сальвадоре местные жители подарили ему украшение из стеклянных бусин.


Русские традиции расшивки полотен

Вышивку бисером можно отнести к исконно русским традициям. Она зародилась еще в девятом веке нашей эры, когда блестящие бисерины пришли на замену ранее распространенному жемчугу. В отличие от натуральных жемчужин, такие материалы были дешевле, обладая широтой разнообразия.

Активное применение стеклянного цветного бисера началось на Руси с середины седьмого века. Тогда мастера не только плели украшения, но и занимались вышивкой. Часто вышивались сумки, кошельки, национальные и парадные наряды. Также делали иконы, картины и небольшие украшения.


Рассвет данного ремесла начался с восьмого века, когда расшивка поделок бисеринами приобрела популярность среди мастериц. Они делали украшения для дома, практиковали вышивку по одежде.

Основными техниками работы были: низание, вязка и вышивка. Чаще применялись такие швы, как стебельчатый, арочный, строчный и монастырский. Есть такие два вида русской вышивки:

  1. Шитье по шнуру. Бусины клали поверх навитого хлопчатобумажного шнура.
  2. Шитье по бели. Бисерные элементы выкладывали поверх хлопчатобумажной нити или белой пеньки.

Оба варианта активно применялись рукодельницами тех времен. Со временем развилась методика шитья «в прикреп».

  1. Элементы нанизывали на нитку в нужной последовательности.
  2. Нить с бусинами выкладывалась на ткань.
  3. Другой нитью элементы фиксировались на полотне посредством поперечных стежков. Они располагались через небольшие промежутки.


Такая техника вышивки позволяла покрыть полотно бусинами максимально плотно. Благодаря этому создавалась иллюзия вещи, изготовленной из стекла. Технология позволяла создавать эффект рельефа, что придавало изображению декоративности. От мастера требовались серьезные навыки, ведь любой перекос мог испортить итоговое изделие.

На Руси вышивали солнечные символы, растительные и геометрические узоры, звезды, изображения птиц. Мастера делали иконы, такое творчество требовало сноровки.


Что такое вышивка по принту

Вышивая картину, орнамент или иллюстрацию, рукодельница руководствуется схемой. Она показывает расположение цветов, порядовку и прочие моменты, важные при создании рисунка. Под схему подбираются бисерины нужных размеров, форм и цветов. Но несмотря на кажущуюся простоту, работать со схемами также нужно уметь, перенося изображение с рисунка на холст.

Поэтому начинающим мастерам лучше вышивать по принту. Это изображение, нанесенное на канву или ткань. Оно сделано в виде разноцветных квадратиков. Все, что требуется от рукодельницы, это пришивать к основе элементы нужных цветов.


Готовые принты всегда есть в наборах для вышивки. Можно купить комплект для вышивания нитями и выполнить рисунок бисером. Также ткани с принтами продаются не в наборах, а по отдельности, потому выбрать нужный вариант будет просто. Мастера советуют новичкам начинать с небольших и простых узоров, чтобы отточить технику. Даже простой орнамент требует следующих навыков:

  1. Контроль натяжения нити. При чрезмерном натяжении, материя будет идти волнами. Распрямить такое полотно не удастся, оно утратит привлекательность. Исправить это впоследствии нельзя.
  2. Ровность выкладки рядов. Важно, чтобы в ряду бисерины лежали ровно. Любой сдвиг, и рисунок будет искажен – полотно утратит привлекательность. Поехавшие ряды – частая проблема начинающих. Поэтому навыки оттачиваются на небольших фрагментах.
  3. Расстояние между рядами. Оно должно быть одинаковым. Причем каждая бусина в ряду должна ложиться ровно, не выбиваясь вверх или вниз.
  4. Выбор оттенков. Работая с бисером, вам придется постоянно выбирать удачные решения. Иначе будет так: на принте рисунок выглядит отлично, но стоит его вышить, и магия теряется. Чехи и японцы производят бусины в тысячах расцветок. Потому выбирать есть из чего. Но все приходит с опытом.


Важен и выбор материалов для работы. Многие новички, желая сэкономить, покупают китайский дешевый бисер. Но он не только не дает возможности сделать красивые вещи, но и может отбить желание заниматься рукоделием. Процент брака в таких материалах часто доходит до 40%. Выручает только самостоятельная доводка. Для этого берется надфиль, и стесываются кривые грани, подгоняются размеры. Но это кропотливая работа, также требующая навыков. Времени на подобные действия уходит немало.

Поэтому из представленного на рынке бисера выбираем японцев или чехов. Первые качественнее, вторые дешевле. Но оба варианта хороши для обучения и работы. Их берут для производства как массовых, так и дизайнерских поделок.

Какие инструменты и материалы понадобятся


Бисероплетение – хобби, которое требует закупки определенных инструментов, материалов. Начинать можно с минимума. Например, купите бисер нескольких цветов, ткань, нити, иглы. Уже из 5-7 оттенков можно делать первые полотна. Впоследствии палитру следует расширять, выбирая новые материалы. Но главное – не дешевить. Начав с дешевых низкокачественных элементов, вы вряд ли сможете постичь все нюансы этого искусства.

Для работы нужно следующее:

  1. Разноцветные бисерины. Выбирая из чешской палитры, вы получите более 5000 вариантов. Японцы тоже имеют большой выбор цветов бисера. Сначала лучше брать однотонные бусины размера 10-14. Перламутровые переливы, двухцветные и необычные по форме модели лучше оставить на потом.
  2. Нити. Стандарт для работы с бисером – мононить. Это специальная высокопрочная нитка, которая не боится трения и обладает высокой прочностью на разрыв. Также она тонкая, что важно при работе с мелким бисером. Использовать можно синтетические, хлопчатобумажные, армированные нитки. Последние очень прочны и не перетираются при частом использовании.
  3. Иголки. Если вы хотите вышивать бисером, взяв обычную игру, то это у вас не получится. Все дело в ушке, которое расширяется посередине, а потому иголка попросту не пролезет в бусину. Поэтому нужно взять специальные иглы. Они имеют равномерную толщину по всей длине, потому проблем с нанизыванием не возникнет. Размеры иголок соответствуют номерам бусин. Для вышивки берем №10-16. Обращаем внимание на длину. Короткие варианты годятся для вышивки небольших фрагментов, где требуется нанизать минимум бусин. Длинные иглы нужны для работы с широкими полотнами. На них умещается много элементов. Бисерные иголки ломкие, потому поначалу потребуется частая замена. Лучше сразу купить несколько.
  4. Канва. Бывает как классическая, тканая, так и пластиковая. Есть варианты флизелиновой водорастворимой. Планируя вышивать по принту, выбирайте материалы с уже нанесенной схемой. Каждая ячейка на ней соответствует одному элементу. Просто подбираем бисер нужных цветов, и вышиваем. Это удобно, позволяет освоиться на первых порах. В целях экономии можно брать любые ткани, которые не склонны к деформации или осыпанию. Материал должен хорошо противостоять растяжению.
  5. Пяльцы. Пластиковая или деревянная рамка, фиксирующая ткань в натянутом состоянии. Бывают круглыми, овальными, квадратными, прямоугольными. Если ткань не натянуть, то ровно положить элементы не удастся. Поэтому пяльцы – обязательное приобретение с самого начала занятий бисероплетением.
  6. Дополнительные материалы. Работая с бусинами, вам может понадобиться клей. Берем обычный ПВА, который пригодится при обработке краев среза ткани. Иначе они будут осыпаться. Для навощивания нити берется твердый пчелиный воск. Он препятствует растрепыванию нитки, если вы работаете с шелком


Это все, что нужно на начальных этапах. К необязательным, но очень полезным материалам относятся контейнеры для хранения бусин. И нужны они не столько, чтобы хранить, сколько для удобства работы. Начав работать с бисером, вы быстро поймете, что использовать стандартные пакеты неудобно. Материал постоянно рассыпается, смешивается, а подготовительный этап занимает чересчур много времени.

Чтобы каждый раз не рассортировывать бисерины по баночкам и крышкам, лучше взять пластиковый органайзер. Это контейнер с множеством ячеек. В продвинутых моделях есть съемные перегородки, потому можно изменять внутренние емкости.


Как вышивать по принту

Техника вышивки бисером по принту кажется простой, но требует сноровки и знаний. Здесь можно использовать разные техники, такие как «назад иголку», «вприкреп» или «монастырский шов», часто применяется при создании икон и картин. Любая рукодельница, профессионально занимающаяся бисерными узорами, скажет вам, что без азов невозможно освоить этот вид рукоделия.


Поэтому при работе нужно учесть такие нюансы:

  1. Пришиваем бусины в одном направлении. Обшивая ткань, идем от одного ее края к другому. Следим за ровной выкладкой материала в ряду, чтобы ничего не съезжало, а рисунок не перекосился.
  2. Чтобы сделать объемное изображение, нужно брать бусины с разным размером и фактурой. Важно не ошибиться в последовательности их выкладки в ряду, иначе рисунок будет испорчен.
  3. Вышиваем последовательно, ряд за рядом. Начинать нужно с верхнего левого угла, постепенно продвигаясь вниз. Если вышивается икона, то дойдя до рук или лиц
  4. Принт-клетчатую структуру. Каждая из них соответствует одной бусине. Иногда начинающие мастера неверно выбирают размер элементов, потому пространство смотрится пустым или нагроможденным. Также не пытайтесь вместить на одной большой ячейке два маленьких элемента.
  5. В конце каждого ряда нить закрепляем. Это же делаем вначале работы и по ее окончании. Для закрепления достаточно положить 4 небольших стежка.
  6. Цвет нитки должен соответствовать оттенку ткани. Иначе нитка будет заметна, испортив внешний вид готовой композиции. Лучше взять белую нить и белую основу. Но это не обязательно, можно импровизировать.


Работу начинаем с подготовки ткани. Осмотрите ее края. Если они осыпаются то, их нужно обработать. Для этого применяем стандартный обметочный шов. Другой вариант – проклеить края ПВА. Это быстро и надежно. Убедившись, что материал не осыпается, не деформируется при растягивании, закрепляем его в пяльцах. Здесь нужно создать достаточное натяжение, равномерное с каждого края. При провисании материала, он сделать рисунок не получится.


Как закрепить нить

Многие подумают, что тут сложного? Но если в работе узел распустится, то ничего хорошего из этого не выйдет. Техника закрепления мононити предполагает два варианта: с узелком и без. Создать узел можно несколькими способами:

  1. Завязать так же, как это делается при шитье или вышивке.
  2. Обвить мононить вокруг иглы и затянуть.
  3. Сделать самозатягивающуюся петлю. Потом выходим на изнанку и вводим в нее мононить, закрепив бисерину. Получаем хвостик, который прячется под стежками.


Без узла закрепление нити возможно наметочным швом. Достаточно нескольких стежков, чтобы нитка надежно держалась в полотне. Также можно действовать с изнанки. Для этого мононить пропускается под основой, а потом пару раз прошивается через первую и последнюю бусину.


Техника «полукрест»

Распространенная техника вышивки бисеринами. С нее можно начинать обучение рукоделию, но и опытные мастера часто ее используют. Процесс предполагает такие этапы:

  1. Фиксируем ткань в пяльцах.
  2. Изучаем схему, нанесенную на материал. Нужно решить, с какого края начинать работу. Чаще начинают сверху. Но можно работать и снизу, это неважно.
  3. Вставьте нить в иглу, подготовившись к работе.
  4. В соответствии со схемой определяем цвета бисера, необходимые для создания первого ряда рисунка. Каждый цвет желательно насыпать в отдельную емкость. При большом размере композиции можно насыпать бисерины прямо на канву.
  5. Начинаем шить с угла. Начав с левого верхнего угла, движемся вправо. В конце ряда закрепляем нить и начинаем новый – справа налево. Так двигаемся до тех пор, пока весь рисунок не будет завершен. Нитку закрепляем с изнанки, завязав обычный узелок.
  6. Пришиваем первый элемент. Закрепив нить с изнанки, выводим ее на лицо через нижний левый угол первой клетки. Нанизываем бусину, подтянув ближе к полотну. Выполняем диагональный стежок, введя иголку в противоположный угол клетки. Потом выводим ее с изнаночной стороны. Важно вести нить близко к бисерине, иначе она будет болтаться, а ряды могут разъезжаться.
  7. Пришив первую бусину, делаем вертикальный стежок на изнанке таким образом, чтобы нитка вышла на лице в левом нижнем углу ближайшей клетки. Аналогично выполняем действия для последующих клеток, заканчивая ряд.
  8. С лица всегда нанизываем только один элемент, после этого выполняя диагональный стежок. С изнанки делаем вертикальный стежок, позволяющий вывести нить на лицевую поверхность.
  9. По окончании первого ряда начинаем второй. Здесь двигаемся в обратном направлении. Получается, что все нечетные ряды идут слева направо, а четные – справа налево. Выработав навык, можно быстро вышивать большие полотна.


При такой вышивке получается, что по лицевой части идут диагональные стежки, удерживающие бусины. На изнанке располагаются вертикальные стежки. Эта техника напоминает вышивание крестиком. Но здесь имеет лишь половину креста с бисерным элементом в центре.

Важно выполнять диагональные стежки одинаково. Переходя к новому ряду, направление стежков сохраняется, соблюдаясь на протяжении всего полотна. Вышивая в технике полукрест, не избежать наклонной ориентации бисеринок. Поэтому важно, чтобы бусины ложились с равным наклоном. Добиться этого можно, проводя нить строго из угла в угол.

Не рекомендуется делать длинных протяжек. Их лучше избегать, чтобы в итоге не стянуть само полотно. Если в процессе работы нужно перейти с фрагмента на фрагмент, нитка закрепляется с изнаночной стороны, как это делается при обычном шитье. Затем обрезаем ее и берем новую нить.

Когда рабочая нитка закончится, следует закрепить ее двойным стежком, продев иглу через последний элемент в ряду. Так вы предохраните ряд от распускания.


Смешанная техника

Необязательно вышивать всю композицию бисером. Можно часть полотна выполнить нитями, крестиком. Этот вариант годится для работы с иконами, где нитка применяется для вышивки лица и рук, а бисер создает одежду.

Смешанная техника – это упрощение работы для новичков, имеющих навыки вышивки крестиком. Она может быть и творческим замыслом, когда благодаря совмещению материалов получается интересный результат.

Рекомендации по работе:

  1. Ткань обязательно заправляем в пяльцы.
  2. Сначала вышиваем нитью, а потом бисером.
  3. Вышивка бусинами выполняется в технике «полукрест».


Шов «Назад иголку»


Эта разновидность вышивального шва знакома всем рукодельницам, которые ранее занимались шитьем. Он известен простотой выполнения и годится для начинающих мастеров. Алгоритм действий будет следующим:

  1. Закрепляем нитку на изнанке, выведя ее на лицевую сторону.
  2. Нанизываем бусину на нить.
  3. Сдвигаем элемент к ткани, плотное его прижав.
  4. Выводим иглу на изнанку, удерживая нитку в натяжении.
  5. Возвращаемся на лицо, но уже с другой стороны элемента. Проводим нить сквозь бисер и снова ее натягиваем.
  6. Иглу выводим с изнаночной стороны, поддерживая натяжение, закрепляем.

«Назад иголку» хорош для закрепления бусин на материале. Элементы держатся крепко, надежно. Поэтому шов подходит для вышивки по одежде. Он добротен и прост в выполнении.


Шов вприкреп

Классическая техника, которая была разработана аборигенами Северной Америки. Шов вприкреп использовался ими для декорирования ожерелий. Такая методика расшивки ткани годится для работы с принтами. На первый взгляд она проста, но выложить идеально ровный ряд оказывается достаточно сложно. Шов выполняется таким образом:

  1. Подготовьте полотно к работе, растянув его в пяльцах. Нить закрепляется и выводится на лицевую сторону. На нее набирается столько бисерин, сколько их присутствует в ряду. Важно соблюсти правильную последовательность цветов, иначе ряд придется переделывать
  2. Сдвигаем бусины по нитке к основанию. Затем ткань прокалывается, и игла выводится с изнанки. Выводим иголку на лицевую сторону, расположив ее между крайних бусин. Делаем петлю через ту нить, на которую они нанизаны, прижав ее к ткани. Выводим иглу на изнанку.
  3. Вновь возвращаемся на лицо, но уже между следующих двух бусин. Повторяем петлю аналогично предыдущей. Так нужно закрепить каждую бисерину. В конце ряда игла выводится на изнанку и закрепляется.

Преимущество данного шва в надежном креплении бусин к полотну. Чтобы рисунок получился красивым, необходимо контролировать положение каждого элемента. Если хотя бы один из них уедет в сторону, исправить ошибку будет сложно. Несмотря на простую технику выполнения, вышивать вприкреп могут лишь опытные рукодельницы. Начинать лучше с полукреста. Эту технику можно использовать для вышивки небольших элементов или в качестве вспомогательной.


Как вышивать при отсутствии принта

Вышивка по принту удобна, а к хорошему привыкаешь быстро. Но со временем может произойти следующее: вы заметили красивый рисунок в интернете и хотите выполнить его в бисере. Можно, конечно, перенести его на ткань, обратившись в организацию, оказывающую подобные услуги. Но это уже переплата, на которую готова пойти не каждая рукодельница.

Желая сэкономить, вы можете распечатать рисунок на бумаге, используя для вышивки канву. Также можно пришивать бисерины к тыльной стороне синтетической или бархатной ткани. Работать без принта, нанесенного на ткань, сложнее, но с этим в итоге сталкивается каждый мастер. Поэтому когда-то вам придется это попробовать.

Проще всего начать с канвы, квадраты которой и станут ячейками. Вышивать лучше полукрестом, поскольку он проще. Работая без принта, накатанного на ткань, можно легко ошибиться с цветом. Поэтому обращайте внимание на каждую бусину, которую используете в работе.


Нюансы вышивки по черной канве, фетру, атласу

Со временем вы можете расширить творческие границы, начав вышивать по одежде. Технику придется выбирать в зависимости от вида ткани. Если с мягкими светлыми материалами все понятно, то с некоторыми видами поверхностей могут появиться трудности. Рассмотрим секреты вышивки по разным полотнам:

  1. Черная канва. Даже если на ее поверхность нанесен рисунок, процесс вышивки требует хорошего освещения. Идеалом станет дневной свет или мощная лампа. Если работаете под электрическим освещением – лампу располагаем сразу под изделием. Профессионалы берут для этих целей световые планшеты. Рекомендуется разметка черной канвы при помощи портновского мела.
  2. Атлас. Плотная и гладкая материя, которая сложна в работе, потому подходит лишь рукодельницам с опытом. Для вышивки по атласу используем хлопчатобумажные или капроновые плотные нити. Натирать их воском не рекомендуется, поскольку так можно лишь испачкать материал. Закрепляя нить, не нужно допускать грубых узлов. Сделав небольшой узелок, закрепляем его обратным стежком, что позволит ему не убежать на лицо. Большие и грубые узлы не рекомендуются, так как они испортят вид поверхности.
  3. Фетр. Материал является видом войлочной ткани. Он мягок, но плотен, потому при вышивке на нем лучше использовать швы «назад иголку» и «стебельчатый».


Вышивая по черным материалам, желательно подбирать более яркие оттенки бисера. На темной ткани цвета смотрятся приглушенными.


Что можно вышивать по принтам

Вышивка бисером – не только хобби, но и возможность получения дополнительного дохода. Готовые картины можно продать, но для этого нужно отточить технику. Если картина, вышитая по принту, выглядит аккуратно, то на нее вполне может найтись покупатель.

Вышивая по ткани с нанесенным рисунком, можно делать разные красивые вещи:

  1. Картины. Это может быть небольшой сувенир или же полноценное крупное полотно.
  2. Иконы. Есть готовые наборы для вышивки с изображением святых. Такие иконы выглядят хорошо.
  3. Декор для одежды. Вышитые картинки можно использовать в качестве нашивок на одежду, сумки. Например, вышитые бисером элементы используют известные дома мод.

Освоить технику вышивки по принту несложно. Но для этого требуется усидчивость, внимательность и серьезный подход к делу. Бисероплетение – хобби, которое может перерасти в профессиональное занятие. Нужно лишь терпение и интерес к этому делу.