Какие материалы нужны для бисероплетения
Наверное, самое большое количество шуток в рукодельном мире посвящено неимоверному азарту рукодельниц, когда дело касается покупки материалов. В рукодельном магазине теряются даже опытные рукодельницы, что уж говорить о новичках - тех, кто делает первые шаги в бисероплетении. В статье расскажу о том, как не скупить половину магазина, какие материалы стоит приобрести для бисерной флористики в первую очередь, и какие есть возможности сэкономить при этом.
Главное в нашем творчестве - это, конечно, бисер. О его видах мы подробно рассказывали в статье "Виды бисера по стране производства - чешский, японский, китайский". А для тех, кому лень много читать, кратко скажу, что учиться плести лучше недорогим - китайским - бисером. Вы поймёте, а нравится ли вам вообще плести? (если нет, то не будет жалко потраченных денег). К тому же сейчас он гораздо лучшего качества, чем был 10 лет назад - можно найти отличный калиброванный бисер и даже сатиновую рубку. По цене это будет намного приятнее, чем использовать "чеха". При должном желании из «китайца» получаются очень красивые работы.
Начинать плести следует из бисера 10/0 размера (если вы выбрали чешский бисер) или 12/0 для китайского. Их можно комбинировать в одной работе. Чтобы сэкономить, я часто плету зеленые листья из китайского бисера, так получается дешевле (ведь его расход самый большой). И если выбрать производителя довольно просто, то с количеством гораздо сложнее. Сколько и какого цвета купить? Простого ответа нет. Вот несколько советов, основанных на моём личном опыте:
- Выберите композицию, которую хотите сплести. Если есть мастер-класс, то купите всё по списку. Если же МК нет, то подберите близкие цвета. Лучше не начинать с работы, где есть много оттенков (они плетутся сложнее, и материала требуется намного больше). В каждой работе есть основной цвет: как в листьях, так и в цветах. Его потребуется больше всего - от 50 г.
Такой цвет лучше покупать большими упаковками (китайский 450 г, чешский 50 г). Во-первых, его вам точно хватит на всю работу (не придется искать нужный оттенок). Во-вторых, так получается дешевле. А вот бисера дополнительных оттенков, скорее всего, на работу уйдёт немного (около 20 г), в итоге останется лишний бисер. Поэтому его можно купить в небольших упаковках (китайский - 20 и 100 г, чешский - 5 и 20 г).
- Зеленого цвета лучше взять несколько оттенков и фактур (независимо от того, плетете вы дерево или цветы). Так композиция будет смотреться натуральнее. Если вы с флористикой надолго, то зеленым бисером можно "запасаться". Я всегда покупаю его, когда нахожу понравившийся оттенок; и беру не меньше 150 г - такого количества хватит на большую композицию. Хорошо смотрятся разные оттенки природной зелени. Однотонный бисер цвета "зелёнки" удешевляет работу. Чтобы придать "живости", многие мастера с удовольствием используют рубку, "огонёк", различные оттенки с матовым или радужным покрытием в одной работе.
- Есть ещё одна хитрость, как сделать красивые переходы цвета в работе, используя только 1 оттенок бисера. Нужно покрасить его специальной - витражной - краской для стекла. Как это сделать, посмотрите в этом видео:
Второй важный элемент - это проволока для плетения.
Она бывает медной и стальной. Медная намного мягче, "послушнее" при плетении. Стальная жестче, зато лучше держит форму. Медная проволока, как правило, дороже стальной, и найти её в продаже сложнее. Я очень давно занимаюсь плетением цветов и для себя решила, что стальная проволока – это хороший вариант (просто к ней нужно немного привыкнуть). Существует довольно много производителей проволоки, существенной разницы по качеству я для себя не увидела, при покупке ориентируюсь на другие характеристики. Прежде всего – это толщина: самые «ходовые» размеры: 0,3 мм, 0,4 мм и 0,5 мм. Толщина проволоки указывается на этикетке. В этом видео представлен полный обзор проволоки. Он поможет вам лучше составить своё представление о её видах.
В моих запасах всегда есть несколько размеров проволоки и использую я их в различных случаях. Самая толстая – 0,5 мм - идеальна для центральной оси при плетении во французской технике, выдерживает практически все размеры лепестков и не дает им провиснуть. Иногда ею плетут полностью всю композицию, когда размеры деталей очень крупные, но и сам цветок при этом получается большой (не менее 50 см).
Если вы только начинаете плести, то можно легко обойтись без проволоки такого размера, или купить её совсем не много. По одной катушки 30 м каждого цвета хватит на длительное время.
Второй размер – 0,4 мм. Я такой проволокой пользуюсь чаще всего. Она подходит как на центральную ось (если нужно прочнее, то просто складываю её вдвое), так и в качестве рабочей проволоки. С таким диаметром удобно работать. Она достаточно мягкая, легко делать зацепы и обводку около оси, но при этом она отлично держит форму лепестков. Этот размер подходит для плетения любых цветов (в том числе и роз), изготовления деревьев в петельной или французской технике.
Также у меня много проволоки диаметром 0,3 мм. Ею я плету небольшие по размеру детали или использую для плетения, где необходимо пройти через бисерину несколько раз (например, при изготовлении «рюшек» на лепестках).
Кроме того, такой проволокой удобнее плести в техниках «параллельное плетение» и «игольчатое плетение».
Именно проволоку диаметром 0,3 мм используют мастера, которые плетут из мелкого бисера, так как более толстая просто не пролезет в отверстие.
И вторая важная характеристика – это цвет проволоки. Для деревьев почти всегда используется либо зеленая, либо медная (золотая) проволока. С плетением цветов все немного сложнее. Первоначально я пыталась подбирать проволоку под каждый цвет бисера. В итоге у меня накопилось много катушек с остатками проволоки. Теперь же у меня большие запасы зеленой проволоки - для листьев; и серебристой - практически для всех лепестков в моих работах (исключение - лепестки красного цвета).
Цветную проволоку я покупаю только в тех случаях, когда точно знаю, что её понадобится много (например, когда в работе почти все цветы близкого цвета).
Плетение роз требует подборки проволоки в цвет лепестков (там много крупных лепестков, сплетенных на нескольких осях, поэтому проволока очень видна). Мастера делятся своими «лайфхаками», как можно обойтись проволокой одного цвета: нужно покрасить проволоку, которая видна (чаще всего около центральной оси), лаком для ногтей в тон бисера.
Можно ли заменить проволоку на что-то более недорогое? Раньше, лет 10 назад, когда я только начинала плести, мастерицы покупали в электротоварах восьмижильный медный кабель длиной коло 20 м, очищали его от верхнего слоя и получалось сразу 8 проволочек нужного диаметра по 20 м, получалось очень выгодно. Но так поступали скорее от отсутствия возможности купить то, что хочется. В принципе, можно и сейчас поступить так же, но проволока получится только медного цвета. К тому же, чтобы подготовить её к работе, уйдёт много сил и времени: очистить проволоку, смотать её на катушке. Сейчас, на мой взгляд, гораздо проще сразу купить готовую проволоку, да и плести из неё приятнее.
Если вы разобрались какую проволоку покупать, то немаловажный вопрос: сколько именно её понадобится? Я всегда покупаю проволоку 0,4 и 0,3 упаковками по 10 шт. - так получается намного выгоднее. Этого количества хватает надолго и не приходится постоянно её докупать в магазине. Но я плету много, а если вы хотите только попробовать себя в бисероплетении, то пары катушек по 50 м будет достаточно для дерева высотой около 30-40 см. Или можно купить по 1 катушке зеленого и серебристого цвета для флористической композиции.
Теперь рассмотрим материалы для сборки композиции. Прежде всего, это проволока более толстого диаметра в качестве стеблей или веток. Для тонких веточек лучше всего использовать флористические стержни или герберную проволоку. Они между собой очень похожи - это тонкая стальная проволока диаметром от 0,6 до 2 мм, длинной 40 см. Отличие только в том, что флористическая покрыта флорлентой, а герберная просто "голая", окрашенная.
Проволока очень прочная, отлично держит форму. Веточки из неё получаются изящными.
Каждый элемент композиции я собираю на такую проволоку. Если цветок получается очень тяжелый, то делаю стебель из нескольких стержней, а потом сматываю все элементы вместе и гипсую. Иногда для одной композиции требуется около 30 стержней, поэтому приходится покупать упаковками. У меня стержни разной толщины: иногда требуются более толстые, а иногда - совсем тонкие. Раньше я использовала тонкую проволоку, купленную в электротоварах. Но со стержнями работать гораздо удобнее: они ровные, все одной длины, и окрашены в зеленый цвет, при работе не пачкают руки и нитки (да и по цене выходит не так уж и дорого).
При сборке внизу часто остается много голых стержней. Раньше я их отрезала до нужной длины, чтобы они помещались в горшок, а теперь загибаю - так при заливке гипсом композиция держится намного лучше. Иногда такие стержни я использую в качестве центральной оси при плетении больших листьев, они выдерживают большой вес. Главное - подобрать диаметр, чтобы на него можно было надеть бисер.
Для сборки крупных цветов (роз, гербер, лилий и т.п.) я использую алюминиевую проволоку диаметром около 5 мм, купленную в строительном магазине. Аналогов ей найти не могу. Она отлично держит цветок, недорогая, можно отрезать кусок любой длины. Но при работе очень сильно пачкает руки и нитки, поэтому перед использованием обматываю её тейп-лентой. К тому же флористическая лента предотвращает скольжение ниток по стеблю при обмотке.
Чтобы работа выглядела аккуратнее, необходимо прошивать большие лепестки и листья (это предотвратит разделение дуг). Раньше я использовала для этих целей тонкую проволочку из трансформаторов. Она дешевая, её легко найти в пунктах сбора металлолома, очень тонкая, в одной катушке - большой метраж (хватит надолго). И при этом она хорошо держит прошивку. Но есть и минус - прошивку видно.
Искать альтернативу пришлось долго. Лучшим решением для меня стала прошивка с помощью иглы и мононити. Она прочная, тонкая, прозрачная. Ею можно прошивать даже лепестки из светлого бисера, она совершенно не будет заметна. К тому же мононить стоит недорого, хватает её надолго.
Во многих МК встречается сеточка для бисероплетения. Это приспособление для сборки цветов, состоящих из множества лепестков (хризантемы, герберы, ромашки, подсолнухи и т.п.). Сеточки круглые, с отверстиями, похожи на дуршлаг. Отличаются по диаметру и количеству дырочек.
Она позволяет собирать лепестки на одинаковом расстоянии друг от друга, скручивая их попарно. Середину обычно расшивают в петельной или игольчатой технике. Такую расшивку удобно делать мононитью или проволокой 0,3 мм.
Плюсы сбора на сеточке:
- лепестки держатся плотно (хотя я всё равно дополнительно их проклеиваю после сборки);
- они расположены равномерно;
- сеточка металлическая, а значит цветок сохраняет форму, не сминается;
- стебель получается тонким, лишние проволочки можно отрезать до нужной длины, и цветок не развалится.
Можно сеточку не покупать, а сделать самостоятельно. Вот обучающее видео:
Хотя мне удобнее покупать готовые сеточки: стоят они недорого, зато не нужно тратить время на изготовление. Сеточку необходимо маскировать, для этого делают шапочки из бисера или фоамирана.
Чтобы задекорировать проволоку и собрать все элементы вместе нам понадобятся материалы для сборки. И здесь мастера делятся на 2 больших лагеря. Первые предпочитают обматывать нитками, вторые - тейп-лентой (флористической лентой). При использовании любого способа есть плюсы и минусы. Более простой способ, с которого чаще всего начинают новички - это обмотка флор-лентой. Это тонкая цветная лента из синтетической ткани, одна сторона которой липкая. Такая лента хорошо тянется.
Самый большой плюс тейп-ленты - это простота в использовании. Вы обматываете стебель лентой, предварительно её растягивая, за счет липкого слоя она приклеивается к стеблю и между собою. Получается быстро, выглядит довольно неплохо. Это хороший вариант для новичков.
Но при работе нужно соблюдать некоторые правила:
- Лента должна быть качественной (то есть липкий слой должен быть липким, а не высохшим);
- Перед обмоткой лучше разрезать ленту вдоль на две равные части. Тогда она ляжет аккуратнее. Особенно это касается тонких стеблей и веточек;
- Лента должна ложиться очень плотно. Для этого её нужно растягивать (главное - не перестараться и не порвать её);
- При обмотке лента должна идти чуть с наклоном и "внахлест" друг на друга. Тогда она ляжет ровно и не будет просветов голой проволоки;
- При покупке стоит подбирать ленту натуральных оттенков зелени. Не стоит брать очень яркие, неестественные цвета. Желательно, чтобы её цвет совпадал с цветом бисера на листьях. Исключение - деревья (там лента зачастую коричневого цвета).
Я заметила, что почти все мастера начинали работать именно с лентой, но потом, отказавшись от неё в пользу ниток, используют тейп-ленту только в качестве вспомогательного материала.
Почему же так получилось? Лично для меня самый большой минус - это невозможность плотно собрать элемент. При сильном натяжении лента рвется, и цветок разваливается. А вот с нитками получается очень прочно, все лепестки держатся как приклеенные.
Второй немаловажный плюс: нитками получается сделать тонкие и изящные веточки. Смотрятся они гораздо аккуратнее, чем если бы их обмотали флорлентой. Мне как-то пришлось собирать ветку орхидеи из множества цветочков. Ножка каждого цветка состояла из 2 перекрученных проволочек 0,4 мм. Сборка нитками получилась очень нежная.
Третий момент - это огромный выбор цвета и фактуры. Для обмотки подходят как хлопковые нитки мулине, так и вискозные с шелковым блеском (и даже металлизированные с рюлексом). Да и цветовая гамма у ниток намного шире, чем у тейп-ленты. Можно подобрать в тон к любому цвету бисера. К тому же, сочетая разные оттенки ниток, можно создавать на стебле красивые переходы цвета. И мне кажется, что нитки в продаже можно найти гораздо проще (особенно в розничных магазинах).
Почему же при видимых преимуществах, многие рукодельницы отдают предпочтение флористической ленте? Прежде всего, это время. Процесс обмотки нитками идёт намного медленнее. К тому же для работы с ними требуются навыки. Чтобы нитки легли ровно, без некрасивых бугров и проплешин, не провисли, во время обмотки их всегда нужно натягивать. Если нитка состоит из нескольких более тонких ниток (мулине или ирис), то их приходится раскручивать во время обмотки - чтобы на ствол они ложились плоско и ровно. Чтобы спрятать и в то же время закрепить кончик, его нужно убрать под нити (также для надежности можно промазать клеем).
Ещё один "лайфхак": если у вас все-таки не нашлось подходящего цвета ниток, флорленты (или результат сборки вас не устроил), то уже собранные веточки можно покрасить плотной краской (гуашью или акрилом). Только не забудьте после покраски покрыть композицию лаком, иначе оно будет пачкать руки.
Итак, мы знаем ЧЕМ и на ЧЁМ плести, а также с помощью ЧЕГО собирать. В принципе, это достаточный минимум, чтобы получился готовый букет. Но хотелось бы рассказать и о дополнительных материалах. Часто готовую композицию фиксируют в горшке или вазе. К выбору тары стоит подойти ответственно. Ведь она может как украсить, так и полностью испортить работу. Желательно, чтобы горшок гармонировал по цвету и форме с букетом.
Лучше всего смотрятся керамические и стеклянные горшки, но можно использовать и пластмассовые, и даже соломенные - всё зависит от стиля композиции. Мастерицы находят применения "старым корягам", красивым коробочкам, детской обуви - в общем, всему, на что хватает фантазии и выдумки. Главное, убедитесь, что после посадки композиция не будет перевешивать и заваливаться на бок.
Существует два способа сборки композиции перед посадкой. Первый: композиция собирается полностью в один букет. Для этого выбираем центральный элемент (обычно это самый крупный и высокий цветок) и к нему начинаем приматывать другие элементы; в последнюю очередь приматываем зелень.
При такой сборке композиция просто ставится в горшок с гипсом (достаточно немного подождать и всё готово).
Но когда необходимо зафиксировать каждый элемент в отдельности, такой способ не подойдет. Тогда на помощь придет флористическая губка (или флористическая пена, оазис). Это пористый материал, в который можно воткнуть цветы, и они будут держаться до окончательной фиксации. Чтобы собрать композицию, достаточно на дно горшка приклеить оазис, после чего можно начинать сборку. Этот способ удобен тем, что в любой момент можно поменять положение любого элемента, уменьшить его длину.
Для посадки букета чаще всего используется гипс: стоит недорого, сохнет быстро, композицию держит крепко. У гипса есть особенность: во время посадки он сильно нагревается и расширяется. Поэтому для посадки в керамический горшок нужно положить неплотно скомканную фольгу или насыпать керамзита. Некоторые мастерицы вообще обходятся без горшка и делают гипсовые подставки.
Можно обойтись и без гипса - просто поставить цветы в вазу (как настоящий букет), а чтобы она не падала, насыпать в неё декоративные камешки, песок или даже бисер. Плюс такой посадки - вы всегда можете разобрать букет и собрать его заново, добавить новые элементы и т.п.
Для того, чтобы букет как можно дольше сохранял первоначальный вид, а его листья и цветы отлично держали форму, я покрываю свои работы акриловым лаком.
В принципе, ничего сложно в работе с ним нет: просто берешь кисточку и красишь. Но чтобы процесс прошел удачно, вот несколько моих советов: лакируем работу только после полной сборки композиции и расправления всех элементов. Покрываем лаком обильно, но только с изнанки. Лак не должен просачиваться на "лицо".
Тогда даже рубка не потеряет своего блеска. Стебли и после лакировки сохраняют гибкость, их можно гнуть, не боясь испортить работу. Очень обильно наносим лак около основания лепестков - тогда цветок не будет разваливаться. Я проклеиваю таким образом не только розы, но и хризантемы, герберы, лилии - в общем, все крупные цветки. До покрытия лаком обязательно проверьте бисер на устойчивость покрытия (иногда оно "линяет").
Можно использовать и другие виды лака, но акриловый не имеет запаха, им можно пользоваться в помещении, он безопасен, с рук и кисти смывается водой. Подходит практически для всех видов покрытий: дерево, стекло, металл, бумага, ткань и т.д. Предпочитаю лак с матовым покрытием (так работа выглядит более натурально). После лакировки работу можно мыть под душем, чтобы убрать пыль. Для приклеивания лепестков можно использовать не только акриловый лак, но и клей ПВА, момент-кристалл, акриловый клей. Самое главное - убедиться, что покрытие бисера не пострадает.
Фантазия рукодельниц не знает границ, когда речь идет о материалах для декорирования. Чаще всего им маскируют гипс, которым заливают композицию. Самыми распространёнными материалами являются сизаль, декоративные камешки, мох, песок, различные травинки, фрукты, насекомые, палочки и т.д. Сизаль - это натуральный материал, получаемый из листьев растения Agava. Его окрашивают в различные цвета, поэтому можно подобрать под цвет композиции. Для фиксации в композиции его лучше всего приклеить.
Декоративные камни (декоративный грунт) - представляет собой мелкую каменную крошку, окрашенную в различные цвета. Он отлично подходит для кактусов, суккулент, композиций в японском стиле и различных деревьев. Для фиксации также используется клей или лак, который после высыхания становится прозрачным.
Люблю использовать мох. Он производится из природного мха, окрашен в приятные натуральные оттенки, красиво смотрится в работах. В использовании достаточно простой, хорошо клеится. Для дополнительной защиты можно покрыть лаком для волос (или любым аэрозольным лаком).
Искусственная трава, фрукты, насекомые, ветки корелис, шары из ротанга - отличный способ украсить работу с небольшими затратами времени. Они подойдут и для украшения фотографии композиции.
А какие вы материалы используете в своём творчестве? Пишите в комментариях.
Спасибо за внимание и приятного творчества.
Автор: Ольга Пушкина